Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова

Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. КузнецоваАдрес: ул. Бабушкина 113, г. Чита, Забайкальский край, Читинская обл., Россия, 672000
Телефон: +7 (3022) 35-74-37
Факс: +7 (3022) 35-57-19
Сайт: http://museums75.ru
E-mail: [email protected]
Часы работы: Часы работы: с 10 до 18, без обеденного перерыва, выходной — понедельник
Цены: Входная плата: Взрослый — 80 руб., для студентов и пенсионеров — 50 руб., для школьников — 40 руб., Экскурсионное обслуживание — 50 руб.
Бесплатно: Бесплатный вход для льготных категорий

Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова — один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока. Более века музей является крупнейшим центром духовной жизни города и области. Свыше 180 тысяч памятников естественной истории, материальной и духовной культуры сосредоточено в собрании музея. Здесь хранятся уникальные коллекции по археологии, этнографии, характеризующие древнюю культуру обитателей Забайкалья, хозяйственный уклад, религию, искусство коренного и русского населения. Музей располагает значительными коллекциями документальных памятников, охватывающими период XVIII-XX вв.

В фондах музея хранятся рукописи декабристов, известных общественных деятелей Забайкалья второй половины XIX-нач. XX вв. Научный интерес представляют коллекции документальных и вещественных памятников по истории советского общества и актуальным проблемам современности. Значительную коллекцию представляют нумизматические предметы: художественные и памятные медали, ордена, знаки, жетоны, монеты. Художественная коллекция представлена живописными полотнами, изделиями из фарфора, скульптурой, предметами декоративно-прикладного искусства.

В общероссийский процесс музейного строительства Восточное Забайкалье включилось в конце XVIII-начале XIX в.в., что было обусловлено его хозяйственным освоением. Экономическое развитие России потребовало дальнейшего освоения ресурсов Сибири и Забайкалья в том числе. Следствием этого явилось создание Нерчинского горного округа с комплексом рудников и заводов по добыче и переработке серебросвинцовых и железных руд. Расширение горнорудного производства способствовало формированию местной, по преимуществу, технической интеллигенции, представители которой были выпускниками Нерчинско-Заводского горного училища и Петербургского кадетского корпуса (А.И. Кулибин, Ф.И. Бальдауф, А.Н. Таскин, Н.Ф. Фриш, И.Н. Ковригин, Е.Г. Чебаевский, Д.И. Соколов и др.). Именно им принадлежит заслуга в сборе, систематизации и описании коллекций, формой организации которых стали Минеральные кабинеты.

Они были созданы в Нерчинском Заводе при горном правлении (1788) и горном училище (1823). Собрание Минеральных кабинетов носило универсальный характер и включало минералогические, ботанические, палеонтологические, археологические предметы, картографический материал, модели машин и инструментов. В основу классификации коллекций были положены типологические принципы наук конца XVIII — нач.XIX вв. Они были первыми центрами по изучению полезных ископаемых края и использовались как вспомогательное средство для преподавания предметов учебного плана. Музейные коллекции, научный архив и библиотека составляли единый комплекс. Минеральные кабинеты подчинялись горному ведомству и Горному кадетскому корпусу (Санкт-Петербург). Вхождение в музейное пространство характеризовалось и сбором коллекций для отечественных (Горный музей, музей Луганского литейного завода, музей Неплюевского военного училища и др.) и зарубежных музеев (Бавария), научных обществ (МОИП, Императорского ботанического сада), учебных заведений (Барнаульское горное училище, Горная техническая школа). Участие местной интеллигенции в формировании музейных коллекций явилось выражением ее гражданского и профессионального долга.

Центр музейного строительства переместился в Читу. В 1894 г. здесь создаются читинское отделение Приамурского отдела ИРГО (ЧО ПО ИРГО) и музей. Инициаторами создания ЧП ПО ИРГО, музея и публичной библиотеки были А.К. Кузнецов и Н.В. Кирилов.Идея создания научного общества и музея была поддержана и членами Забайкальского Общества размножения охотничьих и промысловых животных, Общества правильной охоты, Общества врачей.Торжественное открытие музея состоялось 16 апреля 1895 г. Первым директором был избран А.К. Кузнецов.Деятельность музея строилась на основе принятых Программы и Правил. Комплексность программы и обширность территориальных исследований способствовали созданию значительного количества отделов в музее: естественно-исторического, антропологического, археологического, нумизматического, промышленного, сельскохозяйственного, образовательного, отдела пособий и др.

В начале 1897 г. в музее насчитывалось 20 418 предметов. Это были коллекции минералов и горных пород, гербарии, чучела животных, птиц, этнографические предметы материальной и духовной культуры бурят, эвенков, русского населения, археологические предметы, документы, фотографии и др. Большую роль в создании музейного собрания играли дары местного населения, притоку пожертвований способствовало известие об открытии музея, обнародование его программы и перечня необходимых музею предметов. В числе дарителей были представители разных социальных групп — от интеллигенции до крестьянства.
Наиболее распространённой формой собирательской работы музея были полевые сборы — краткосрочные выезды (экскурсии), к которым привлекались местные специалисты и учёные. Так сотрудник Забайкальской горной партии инженер А.П. Герасимов собрал петрографическую коллекцию.

Документы музея освещают социально-экономическое, политическое и культурное развитие г.Читы и края.

За досоветский период имеются документы, рассказывающие о пребывании в Забайкалье декабристов. Среди них — рукопись К. Ф. Рылеева (автограф) "Войнаровский в изгнании"; записка С. Г. Волконского на имя Д. И. Завалишина о расходовании денег и перечислении в артельную кассу 500 рублей за 1830-1837 гг., планы земель, отведенных под дом декабристам И. И. Горбачевскому (1863) (Петровский Завод) и К. П. Торсону в Селенгинске (1838). Имеются письма А. А. Бестужева-Марлинского к матери за 1825 г. с запиской М. А. Бестужева (1869); Д. И. Завалишина к Смольяниновым, переписанные М. К. Юшневской (1839); А. В. Поджио к А. Ф. Фролову из Петровского Завода (1837), переписанное М. Н. Волконской. Сохранилась выписка "О выдаче содержания в Читинском остроге 72 государственным преступникам денежной платы и провианта за сентябрь 1829 г.". Хранятся акварели декабристов Н. А. Бестужева и Д. И. Завалишина.

В музее находятся документы о Н. Г. Чернышевском, в том числе "Журнал присутствия Нерчинского горного правления об использовании государственного преступника Н. Чернышевского в каторжных работах на рудниках от 3 августа 1864 г.", "Указания шефа жандармов графа Шувалова генералу К. Шелашникову о принятии мер предупреждения побега Н. Г. Чернышевского" (1868, 1871), а также "Указание генерал-губернатора Восточной Сибири о снятии фотографических карточек с 10 государственных политических преступников (под № 1 — Н. Г. Чернышевский) за 1870 г.".

Сохранились дневник путешествия от Кяхты до Пекина пристава Российской Пекинской миссии майора Тимковского (1820-1821) и описание рудников Забайкалья за 1839-1840 гг.

В музее хранится коллекция рукописных книг XVIII — XIX вв. Наиболее ранняя — "Повесть о зачатии и рождении Петра I" (первая половина XVIII в.). Коллекция располагает рукописными книгами богословского содержания, в том числе — "Камень веры православной" (скоропись, XVIII в.), "Сборник проповедей" (1835-1840). Имеется "Цветник. Сборник старообрядческий" (1854), в составе которого "Соловецкая челобитная", "Повесть о падении Вавилона", "Послания протопопа Аввакума", "Апокалипсис", "Выписка из творения Отцов Церкви".

За советский период в музее собраны документы участников гражданской войны (удостоверения, партизанские билеты, справки, воспоминания). Имеются личные документы И. А. Бутина, первого председателя Забайкальского облисполкома в 1918 г., учителя, погибшего в Маккавеевском застенке (дневники 1905, 1908, 1909 гг., написанные в "Крестах", письма из Читинской тюрьмы); О. А. Грабенко (Лазо), жены С. Г. Лазо (удостоверения, в том числе о работе секретарем организационно-агитационного отдела Читинского облисполкома в 1918 г. пропуска, рекомендации).

Документы современного периода представлены почетными грамотами, удостоверениями к знакам "За заслуги перед Читинской областью", "Почетный гражданин области", "Заслуженный профессиональный работник области".

Музей хранит личные фонды советского периода, в том числе журналиста А. М. Алешкина, писателя В. И. Балябина, сотрудников музея А. Е. Конюховой и Е. И. Павлова, краеведа Г. И. Поломошникова, одного из первых председателей колхозов А. Ф. Сараева, ботаника Г. А. Стукова, рабочего-расточника, Героя Социалистического Труда В. А. Шубина.

Имеются листовки Читинского комитета РСДРП (1905-1910), обращения, плакаты, посвященные требованиям трудящихся к депутатам области, правительству по улучшению социально-экономического положения (1990-1998).

В музее находятся книги с автографами фольклориста и литературоведа М. К. Азадовского, этнографа, писателя, путешественника В. К. Арсеньева, декабристов Ф. Ф. Вадковского, К. Г. Игельстрома, С. П. Трубецкого, советского геолога, географа, академика В. А. Обручева, русской революционерки- народницы В. Н. Фигнер.

Фотодокументы музея досоветского периода запечатлели природу, население и виды Забайкалья (городов, поселков, сел). Среди фотографий — портреты и групповые фотографии каторжан (конец XIX — начало XX вв.), снимки Кары, Акатуя, Горного Зерентуя. Имеются альбомы с фотографиями, на которых изображены строительство Забайкальской железной дороги от Иркутска до Сретенска (XIX в.), места, связанные с пребыванием декабристов в Забайкалье (XIX в.). Хранятся снимки наводнения 27-29 июля 1897 г., сделанные политическим ссыльным — нечаевцем, основателем Нерчинского и Читинского музеев, археологом А. К. Кузнецовым.

Фотодокументы советского периода характеризуют общественно-политическую жизнь, социально-экономическое развитие области. Комплекс фотографий освещает события в Дальневосточной республике (1920-1922), Великой Отечественной войны, строительство Читинского участка БАМа (1972-1983).

ВЕДУЩИЕ ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ

1. Археология
Меч бронзовый. Культура плиточных могил
Монгольское нагрудное украшение. XIII-XIV вв.
Остроконечник из камня. Верхний палеолит
Зеркало бронзовое. Эпоха средневековья

2. Живопись
В.В. Верещагин. "Женщины племени солонов" 1869-1970 гг.
В. Пальмов. "Женщины" 1920 г.
В. Пальмов. "Пальмы в Японии" 1920 г.
Ж. Плассе. "Озеро" 1920 г.

3. Керамика
Ваза. XIX век

4. Плакаты
Н. Наумов. "Красная армия — кузница победы мирового пролетариата" . 1922 г.

5. Редкая книга
Арсеньев В.К., Титов Е.И. Быт и характер народностей Дальневосточного края. . 1928 г.
The National Geographic Magazine . 1899 г.

6. Скульптура
И.Н. Жуков. "Плут" . 1918-1921 гг.
Неизвестный автор "Айн, стреляющий из лука" . Начало XX века

7. Фалеристика
Орден Октябрьской Революции.1972 г.

8. Фотография
Неизвестный автор Орочонки . Начало XX века

9. Часы
Часы каминные . I половина XIX века

10. Этнографические картины
В.К. Арсеньев, К.П. Трофимов "Орочи" 1920-е годы
В.К. Арсеньев, К.П. Трофимов "Чукчи" 1920-е годы

Экспозиции музея

1. Отдел природы

На первом этаже музея, на площади более 450 метров, в трёх просторных залах располагаются экспозиции отдела природы. Здесь посетители знакомятся с закономерностями и особенностями природы Восточного Забайкалья. Маршрут просмотра экспозиции позволяет совершить путешествие с севера на юг Читинской области. Начинается оно со знакомства с картой — макетом "Рельеф Читинской области". Особенности природы севера представлены в открытой диораме "Север Читинской области". На живописном заднике диорамы представлены типичные для этого региона ландшафты: альпийские формы рельефа хребта Кодар, мари в широкой Верхне-Чарской котловине, вершины столовой формы. На переднем плане для оформления использованы природные материалы: камни, коряги, стволы лиственницы и кедровый стланик.
Чучело тигра, одно из старейших чучел довольно большой маммологической коллекции музея, экспонируется в первом зале. Сделанное немецким таксидермистом, оно прекрасно сохранилось.

На той огромной территории, которую занимает тайга в Читинской области, сформировалось много таежных биоценозов, довольно сильно отличающихся друг от друга. Поэтому экспозиции, знакомящие посетителей с миром тайги, занимают три зала.

Второй зал называется "Времена года" и знакомит посетителей с жизнью тайги, с событиями, которые происходят в жизни растений, насекомых, птиц и зверей. В мини — диорамах "Календаря природы" экспонируются небольшие по размерам таежные жители. В этом же зале посетители увидят и самого крупного хищника нашей тайги — бурого медведя.

В третьем зале отдела природы представлены обитатели юго-западных и восточных лесов и лесостепей Читинской области. В открытых диорамах экспозиции этого зала представлены как коренные обитатели нашей тайги — изюбри, кабарга, кабан, так и большие кошки — леопард и снежный барс.

2. Отдел "Археология Забайкалья"

Экспозиция посвящена древнейшей истории Забайкалья, уходящей корнями в глубины древнекаменного века. Вопрос об изначальном времени появления человека в Забайкалье пока ещё в полной мере не выяснен. Не исключено, что первопроходцем забайкальских просторов был синантроп, но исследователи (Г.И. Медведев и др.) считают возможным открытие на юге Восточной Сибири ещё более древних памятников, вплоть до плиоцен-эоплейстоценового существования. Синантропы жили в эпоху, которая, по археологической периодизации, называется ашелем (400-150 тыс. лет назад). Природные условия в то время существенно отличались от современных. На смену теплому климату пришло похолодание, перераставшее в оледенение.Несмотря на это, синантропы, уже овладевшие огнем и разнообразными способами охоты на крупных зверей, продолжали продвигаться на север и появились в пределах Сибири, в т.ч. в Забайкалье.

Они уже умели изготавливать каменные орудия в виде примитивных ножей, скребел, колунов. Скопление таких изделий обнаружено на поверхности древних галечников по берегам речки Гыршелунки — притока р. Хилок (М.Н. Мещерин, 1992). Единичные изделия архаичного облика найдены на высоких террасах и на днищах впадин в окрестностях Читы (кооператив "Учитель"), в районе Усть-Мензы на р. Чикой, в местности Базино в нижнем течении Хилка в Бурятии.

3. Отдел "История и культура народов Забайкалья в XVII-XIX веке. Встреча народов и цивилизаций"

Историко-этнографическая экспозиция "Народы Забайкалья: встреча цивилизаций" В зале этнографии расположена экспозиция "Народы Забайкалья: встреча цивилизаций", которая на фоне диорам, в хронологических рамках от середины XVII до конца XIX вв., представляет хозяйственную деятельность и бытовую культуру традиционно проживающих в пределах нынешнего Забайкальского края эвенков и бурят, а также представителей славянского этноса, особой этноконфессиональной группы — семейских. Здесь же расположена экспозиция, рассказывающая о включении территории Забайкалья в систему российской государственности, то есть о походах казаков-землепроходцев (картосхема, оружие и вооружение), строительстве первых русских острогов (рисунок типового острога, предметы, обнаруженные в ходе раскопок на месте Аргунского острога), формировании русской администрации (рисунки с видом Нерчинска, герба Нерчинска и Нерчинского воеводства), укреплении государственной границы (фрагменты Нерчинского и Буринского договоров, портреты русских посланников Ф.А.Головина и С.В. Рагузинского), распространении христианства в форме православия (иконы, богослужебные книги, предметы парадного облачения священника). Составное, легкое жилище из жердей и берестяных покрышек (чум), бытовые вещи из дерева, бересты, шкур животных (коврики-кумаланы, шкатулка-муручун, лотки для хранения мяса, сумки и др.), средства передвижения (седла, нарты, лыжи, детская люлька и др.), охотничьи принадлежности (пальма, наконечники стрел и копья, натруска, сошки, оревун и др.), составная одежда передают особенности кочевой культуры эвенков — охотников и оленеводов. Самый знаменитый экспонат ЧОКМ — эвенкийская шаманка. Ее наряд, покрытый металлическими онгонами-символами духов, помогающими шаманке в камлании, головной убор в виде головы оленя с разветвленными рогами, бубен и колотушка, а также многочисленные шаманские принадлежности передают особенности системы мировоззрения и религиозных представлений эвенков-шаманистов. Кочевую культуру бурят представляет традиционная легкая войлочная юрта с коновязью (сэргэ) и с набором принадлежностей, характеризующих их как скотоводов, охотников, ремесленников и ювелиров. Конская сбруя, стремена, лук с колчаном и стрелами, сработанные из кожи и металла и покрытые традиционным узором; сосуды для чая, молочных продуктов; клейма, щипцы, ножницы для стрижки овец и др.; современная одежда, выполненная по традиционным образцам. О религиозных воззрениях бурят-буддистов дают представление красочные маски, костюмы, музыкальные и другие ритуальные предметы праздничного обряда "Цам". В интерьере буддийского дацана — в красочном многоцветном убранстве из шелковых тканей (баданы, балдахины) буддийские иконы на ткани-танки, бронзовые скульптуры будд, ботхисатв и других божеств буддийского пантеона. В экспозиции фрагментарно представлена подлинная изба, вывезенная из мест компактного проживания потомков старообрядцев — семейских, из с. Архангельское. В ее интерьере — крестьянская деревянная мебель (стол, лавки), бытовая утварь (деревянная посуда, швейки, рубель и каталка и др.), предметы прядения и ткачества (гребень, самопрялка, прялки, веретена и др., а также полотенца и скатерть). Вместе с предметами женской одежды (сарафан, рубаха, фартук-запон, пояс, элементы головного убора — кичка, кокошник, пояска, позатыльник) они демонстрируют традиции славянских народов, аккумулированных в культуре семейских. Специфика их земледельческого труда отражена с помощью подлинных сельскохозяйственных орудий (соха, сабан, борона и др.). Меднолитые иконы, складни и кресты поморских и гуслицких мастеров, старопечатные книги демонстрируют приверженность семейских к "старой вере".

Забайкалье имеет невероятно богатую историю. C древности здесь происходили важные события, последствия которых сказались далеко за его пределами и стали достоянием мировой цивилизации. С середины XVII века край оказался в орбите развития российской цивилизации. Русские землепроходцы принесли сюда пашенное земледелие, православие, городскую культуру. Она столкнулась здесь с культурами народов, имевшими тысячелетнюю историю. Поэтому представляемая экспозиция называется "Встреча народов и цивилизаций". В ней отражена история Забайкалья с XVII по XIX века. Вы познакомитесь здесь с этническими и культурными процессами, основными событиями, проходившими в это время.

До сих пор продолжает существовать мнение о том, что история Забайкалья начинается с середины XVII века, т.е.с начала освоения края русскими землепроходцами. Однако, до прихода русских эти места заселяли буряты и эвенки (тунгусы).

4. Отдел "Забайкалье в XIX — начале XX веков"

Экспозиция «Забайкалье в XIX – нач. XX в.в.» дает представление об административно – территориальном, экономическом, культурном и конфессиональном развитии края в указанный период. Фотографии, документы, подлинные предметы быта, орудия уборки урожая, одежда, в том числе богослужебная, должностные знаки, книги, музыкальные инструменты позволяют соприкоснуться с эпохой XIX века.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 527, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.