Ярославский художественый музей

Ярославский художественый музейАдрес: Волжская набережная 23, г. Ярославль, Ярославская обл., Россия, 150000
Телефон: +7 (4852) 727-838, 303-504
Сайт: http://artmuseum.yar.ru
E-mail: [email protected]
Часы работы: Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00. Касса до 17.00
Цены: Прейскурант на 2011 год
Экспозиции Взрослый Школ. Пенсион.

"Древнерусское искусство XIII-XVII вв." 50 руб. 15 руб. 20 руб.
Единый билет "Русское искусство XVIII-XX вв." 150 руб. 50 руб. 80 руб.
"Русское искусство XVIII-начала XX вв." 100 руб. 30 руб. 40 руб.
"Искусство XX века" 60 руб. 20 руб. 30 руб.
"Губернаторский сад. Скульптура в пленэре" 30 руб. 10 руб. 20 руб.

Открытые фонды живописи

Только экскурсионное обслуживание

Взрослые — 200 руб.
Студенты, школьники, пенсионеры — 100 руб.

Филиал Музея "Домъ на Новинской" (г. Тутаев)
Взрослые Студенты Школьники Льготные

"Провинциальный банк" 40 руб. — 15 руб. 10 руб.
"Квартира управляющего банком", Музей "Романовский гвоздь", Музей "Романовская баранка", Детский музей "Романовская овца" 70 руб. — 20 руб. 30 руб.
Единый входной билет на все экспозиции 100 руб. — 30 руб. 35 руб.
Единый экскурсионный билет на все экспозиции 120 руб. с человека 600 руб. с группы 80 руб. с человека 60 руб. с человека

Стоимость экскурсионного обслуживания
1. Губернаторский дом, Митрополичьи палаты

Для группы не более 30 чел. для всех категорий посетителей — 350 руб.

Тематическая экскурсия — 450 руб.

Экскурсия на иностранном языке – 600 руб.

Экскурсионное обслуживание всех экспозиций в Доме на Новинской (для групп менее 15 человек и лиц, пользующихся правом бесплатного посещения музея) — 600 руб.

Обслуживание туристических групп производится по договорам с туристическими фирмами

2. Туристические маршруты для групп 30-40 чел.

1.Экскурсия по Ярославлю – 350 руб. в час для российских граждан, 600 руб. в час для иностранных граждан
2."Сентиментальное путешествие" (путевая экскурсия до Тутаева, экскурсия по Тутаеву) — 2000 руб.
3."Тихая Родина" (путевая экскурсия по памятникам Некрасовского района Ярославской области) — 1500 руб.
Бесплатно: Для студентов

Ярославский Художественный музей – крупнейший музей искусств в российской провинции. Победитель первого конкурса "Окно в Россию". Основан 5 декабря 1919 года. В богатейшей коллекции (свыше 70 тысяч единиц хранения) – произведения XIII-XXI веков, представляющие мир духовности Древней Руси и блестящее классическое искусство, традиции уездной буржуазии и разнообразие современной культуры.

Музей располагается в центре Ярославля, в одном из живописных мест старого Ярославля – на Волжской набережной, рядом с прекрасными архитектурными ансамблями XVII-XIX веков.

Статус музея:

1919-1924 гг. — Ярославская художественная галерея
1924-1936 гг. — художественная галерея Государственного областного музея (с 1930 г. — Ярославского областного краеведческого музея)
1937-1950 гг. — Ярославский областной музей искусств
1950-1959 гг. – Ярославский областной художественный музей
1959-1969 гг. — художественный отдел Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
с 1969 г. — Ярославский Художественный музей

Ядро музейной коллекции сформировалось в первое десятилетие существования музея из собраний Ярославского художественного общества, местного отделения Общества охраны памятников искусства и старины (в том числе три десятка произведений, переданных ранее Академией художеств неосуществленному Городскому музею), а также благодаря поступлениям из Государственного музейного фонда, в том числе из блистательного собрания русского авангарда — Музея Живописной культуры (г. Москва).

Коллекция искусства XVIII-XX вв. создавалась профессионалами – Председателем Ярославского Художественного общества И.А. Лазаревым, искусствоведами А.И. Анисимовым и М.В. Бабенчиковым, художниками А. Малыгиным, М. Владыкиным, С. Шитовым, П. Мосягиным, краеведом П.А. Критским — как история искусства, т.е. демонстрация основных исторических стилей на примере отдельных произведений выдающихся мастеров: Антропова, Дрождина, Егорова, Брюллова и его учеников, Тропинина, Перова, художников-передвижников, Репина, Серова и современных, для того времени, направлений.

Иначе, исключительно на местном материале, формировалась коллекция древнерусского искусства Государственными реставрационными мастерскими под руководством И. Грабаря. Уже тогда ярославское храмовое зодчество, стенописи и иконописание XVII века оценивались как одна из вершин русской культуры допетровского времени, и обнаруженные в церковных и монастырских древлехранилищах иконы составили основу экспозиции созданного в Ярославле в 1921 году первого в России Музея древнерусского искусства.

В 1924 году с созданием единого Государственного музея, объединились и художественные коллекции, которые к концу 1920-х превысили 4 тысячи произведений.

В последующие 30 лет сохранялась первоначально заданная (“с двумя знаменателями”) структура собрания, из экспозиций исчезли “формалисты”, а собирательская деятельность постепенно замирала.

Дело в том, что город никогда не был приоритетным в системе советской культурной политики, а непрестанные реорганизации вымывали из музея профессиональные кадры. Но главное, это – атмосфера страха и многоступенчатого контроля, характерная для эпохи соцреализма, точнее, соцакадемизма, 1930-50-х годов. Не решаясь приобретать неапробированное, музей развивался за счет поступлений антиквариата от местного населения, редких закупок в Москве (например, от наследников коллекции Колударовых), а, в основном, принимая в фонд иконы из закрытых и разрушенных храмов. Действовали по принципу “лучше спрятать, чем потерять”. И поэтому нельзя не вспомнить с благодарностью хранителей художественных коллекций того времени — А. Алехину, В. Митрофанова, сохранивших всё собранное и, в меру сил, развивавших музей, его коллекции и экспозиции.

“Оттепель“ ворвалась в историю музея событием, которое сделало наш музей известным в широких культурных слоях страны: в 1959 году, к 40-летию со дня основания музей получил ДАР. Гражданка Франции Г.Соловьева-Барбизан дарила родному городу картину Ф. Малявина и 11 полотен К. Коровина. С тех пор эта небольшая коллекция стала одной из примечательностей музея. По прошествии многих лет очевидно, что этот ДАР был своего рода пророчеством, возвестившим грядущие перемены. Дело в том, что коллекция работ К. Коровина представляла НЕИЗВЕСТНЫЙ дотоле в России последний период его творчества. И в дальнейшем, спустя два десятилетия, именно этот путь — “СОБИРАТЬ НЕИЗВЕСТНОЕ” стал миссией музея.

Но и в начале 1960-х дар сыграл важную роль: он привлек внимание властей к искусству, к музейному делу, к художественной жизни, и музей впервые получил возможность планомерно комплектовать коллекцию. Однако из неисчислимых в то время возможностей была выбрана самая простая – формирование фонда современных ярославских художников. И естественно, музей, где работал лишь один искусствовед – Т. Эдельсон, попал в зависимость от выставкома и не смог определить собственную собирательскую политику.

Самоопределение произошло позднее, лишь в конце 1970-х. К этому времени музей вступил в нынешний период самостоятельного существования с 6098 произведениями иконописи, живописи и графики. Из них лишь коллекции иконописи (до конца 17 в.) и живописи 18-19 веков были в полной мере научно скомплектованными.

Переезд в здание бывшего Губернаторского дома (начало 1820-х, арх. П.Паньков) многократно увеличил возможности экспонирования, и тем самым проявил недостатки коллекции: несостыковка местного и общенационального пластов, неукомплектованность раздела XX века, недостаток скульптуры и декоративно-прикладного искусства, представленных отдельными произведениями. Но осознание этих задач музеем произошло лишь со вступлением в полномочия нового научного коллектива, чье личностное и профессиональное взросление произошло в романтической атмосфере 1960-70-х гг. Начав с искусства XX в., стремились скорректировать официальную историю искусства, приобретая НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТЫЕ литографии Н. Войтинской, композиции В. Чекрыгина, живопись С. Никритина , поздние и ранние (пейзаж и жанр!) полотна А. Куприна, последний портрет, написанный Д. Штеренбергом, графические наброски Р. Фалька, М. Синяковой-Уречиной, художников группы “13”. И у официально признанных мастеров находили редкое, как импрессионистические полотна К. Юона или жанр — почти “соцартовский” — С. Луппова.

Но не следует оценивать собирательскую политику нового научного коллектива как альтернативную, ибо исходили из реальных условий и стремились не к каким-либо ограничениям (даже с обратным знаком), а к ПОЛНОТЕ. Поэтому и официальное искусство комплектовали не менее активно. Просто установилась гибкая тактика собирательской работы: через музейную закупочную комиссию проводилось то, что заведомо не могло пройти через областную или республиканскую комиссии, а официальные пласты искусства поступали из закупочных и выставочных организаций Министерства культуры и Союза художников.

Именно так, наряду с живописью и графикой, начали формироваться коллекции современной скульптуры и декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, фарфор, гобелен). На собственные малые средства музей никогда не смог бы развить эти фонды. А экспонирование этих произведений, наряду с живописью и графикой в комплексной экспозиции (1984), позволило в какой-то степени перевести внимание с идеологии на формальные аспекты, заговорить о разнообразии материалов, особенностях видов искусства и стилистических поисках, то есть, в какой-то мере, о проблемах ТВОРЧЕСТВА.

Большую роль в самоопределении музейной политики сыграла совместная работа в 1978-82 гг. с бригадой московских реставраторов (рук. С. Голушкин и С. Ямщиков) над проектом “Ярославские портреты”, в процессе которого исследовалось явление, ранее недооцененное ввиду его маргинальности. А генетическая связь портрета с поздней ярославской иконописью естественно включила и ее в круг внимания музея (экспозиция “Икона и портрет” 1986 г. и целенаправленное формирование фонда). Но главное, в самосознании музея возник, и с тех пор постоянно укреплялся интерес к genius locus, к восприятию искусства Ярославля как целостного явления, развивающегося с древности до наших дней.

Естественно, музей обратился и к творчеству современных ярославских художников. Но критерии были уже иными, часто отличными от оценок выставкома. Клуб МХИ (молодых художников и искусствоведов) формировал интерес к творческому своеобразию и понимание ценности творческой индивидуальности. Это касалось не только профессиональных мастеров, но и наивных художников, впервые попавших в сферу внимания музея. После закрытия клуба по настоянию правления Союза художников в 1982 г. музей переключил внимание на искусство Ярославля 1900-30-х гг., где ожидала одна из самых блистательных находок — в 1986 году музей принял наследие М. Соколова, художника, чье творчество является самым ярким вкладом Ярославля к культуру 20 века.

Таким образом, в начале 1980-х произошло становление важнейших принципов собирательской работы музея: осознание искусства как ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ДУХА (нации, топоса, личности), и внимание КО ВСЕМ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯМ, что приводило, как видим, к постоянному РАСШИРЕНИЮ ГРАНИЦ музейной коллекции, которая превысила в 1986 году 10 тысяч произведений (со средним ежегодным приростом более 420 единиц, т.е. в З раза больше, чем в середине 70-х).

Столь энергичное развитие было возможным лишь благодаря интересу и азарту многих сотрудников. Так ярославцев 1900-30-х годов искала Н. Голенкевич, московских художников — Л. Юрова, провинциальный портрет изучала И. Федорова, позднюю икону вывозила из экспедиций Т. Васильева, а коллекцию декоративно-прикладного искусства начинала формировать Л. Битколова. Научные и экспозиционно-выставочные программы музея также стимулировали процесс комплектования. Так, замысел освоения парка губернаторской усадьбы (1982) и идея создания Дома-музея А.М. Опекушина (1981) пробудили интерес к современной скульптуре. Более того, в процессе построения экспозиций и выставок (а эта деятельность также переживала бум в 1980-е годы) становилось очевидным значение контекста и способность произведения генерировать новые смыслы в зависимости от окружения. Это ощущение “культурной ауры” обостряло внимание к устойчивым ансамблям произведений, какими в жизни были личные коллекции, отражающие интересы, пристрастия и вкусы владельца. Знакомство музея с коллекционерами началось в 1976-77 гг. выставками из собраний Я. Рубинштейна и И. Качурина, не оставившими, однако, следа в музейной коллекции. Зато в 1980-е годы этот путь стал важнейшим, и последовательная работа с коллекционерами Москвы, Ленинграда и даже Одессы способствовала пополнению музея произведениями из собрания Е. Рубинштейна, уникальными деревянными скульптурами от С. Ханукаева, графикой из коллекции И. Эзраха, отдельными произведениями из собраний М. Рыбакова, М. Самарина, Э. Будняцкой, И. Володина и др.

А в декабре 1984 года произошла эпохальная встреча. Сотрудники музея Т. Кравчук и Л. Юрова познакомились с В.В. Ашиком, ленинградским ученым-кораблестроителем, чья уникальная коллекция поразила обширностью интересов, высоким художественным уровнем, логичностью и, можно сказать, профессионализмом подбора. Было очевидно, что коллекция должна быть сохранена целиком, и мысль о ее постепенном перемещении в музей была встречена коллекционером с одобрением. В 1986 году музей (директор В. Воскресенский) заключил уже с наследниками договор о поэтапном приобретении коллекции и при поддержке правительства области (И. Толстоухов, В. Ковалев) в течение 5 лет эта беспрецедентная акция была завершена.

Музейное собрание возросло более чем вдвое. Коллекции живописи и графики пополнились сотнями произведений наиболее художественных периодов русской культуры: “золотого” (пушкинского) и “серебряного” веков. Благодаря превосходным коллекциям фарфора, художественного стекла, редчайших инталий сформировался исторический раздел коллекции декоративно-прикладного искусства. А собрания экслибриса (1,5 тысяч единиц) и нумизматики (7,9 тысяч памятных и наградных медалей) составили новые музейные коллекции. Кроме того, в музей поступила великолепная библиотека (свыше 8 тысяч томов) и архив семьи Ашиков, верно служивших России почти два столетия.

Магия коллекции была столь велика, что, несмотря на громадные сложности, связанные с приемом в музей почти 14 тысяч произведений, в собирательской политике музея утвердился еще один принцип — СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ. Поэтому, уже в 1989 году, в разгар поступления коллекции В. Ашика, музей принял предложение приобрести собрание экслибрисов Е. Минаева (более 20 тысяч единиц), что и было завершено к 1993 году. Вкупе с последующими поступлениями экслибрисов (из коллекции С. Ивенского, в частности) в музее сформировалась интереснейшая коллекция миниатюрной графики, которую продолжает развивать Н. Жаркова.

В начале 1990-х в музей поступила коллекция народной игрушки Борзовых, положившая начало фонду народно-прикладного искусства. И, наконец, одной из последних (пока!) личных коллекций в музее стало собрание правозащитника В. Тимачева. Среди полутора сотен произведений есть работы художников андеграунда — А. Зверева, В. Немухина, Л. и Е. Кропивницких, а также скульпторов и монументалистов А. Красулина, Д. Шаховского, М. Бабина и др. и кроме того, работы так называемых “иных” — совершенно новый аспект музейного коллекционирования.

В 1996 году с коллекцией свыше 53 тысяч произведений музей вступил в современный период, полный неожиданностей. И главная из них — прекращение, впервые со времен войны, государственных дотаций на комплектование. Однако — неожиданность вторая — развитие коллекции не только не остановилось, но и сохранило темпы роста — в среднем 400-600 произведений в год.

Активно развиваются не только традиционные фонды, как собрание графики, которое интенсивно формирует Т. Лебедева, но появляются и новые направления коллекционирования: искусство Востока — предмет интересов Н. Пискуновой, церковно-прикладное искусство, которое начинала собирать Е. Большакова и продолжает Е. Макарова. Последовательно и энергично комплектует декоративно-прикладное искусство Н. Русанова. Экспедиции по области позволили ей расширить фонд народно-прикладного искусства и сформировать совершенно новую коллекцию городского костюма конца XIX-первой половины XX веков.

Но главным источником развития коллекции в эти годы стали ДАРЫ. Более пяти тысяч произведений подарено музею в последние 10 лет авторами — живописцами, графиками, скульпторами, наследниками художников, частными лицами и организациями.

В 1998 г. С. Ямщиков увенчал 20-летнюю дружбу с музеем, подарив портрет кисти Левицкого.

Подчас музей получает целые коллекции, как 100 японских гравюр, подаренных видным общественным деятелем Т. Гоино, или 100 прялок, собранных вологжанином М. Новиковым и приобретенных у его наследников для музея Ярославским региональным общественным благотворительным фондом содействия развитию российской словесности и культуры.

Персональные выставки подарили музею московские художники В. Фролов, Э. Жаренова, С. Витухновская, “митьки” А. и О. Флоренские и итальянский художник Манлио. Его дар положил начало музейной коллекции современного зарубежного искусства, которая и продолжает пополняться дарами — француженки М. Руссо, грека Д. Илиопулоса, итальянки Э. Кабасси, голландца Г. ван Утелаара, американки Х. Ватерспун. Это память о выставках, организованных музеем, как и произведения московских художников А. Слепышева, К. Голицыной, Л. Тишкова, О. Ланга, В. Кислых и многочисленные дары ярославцев.

Но нередко дары приходят и непосредственно из мастерских. Для многих художников дарить — это потребность души, а в современной ситуации подчас и единственная возможность обрести зрителя или сохранить созданное. Найти друг друга художникам и музею увлеченно и самоотверженно помогает искусствовед Н. Климова, сотрудник Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО.

А поскольку музей широко известен как крупнейший художественный музей в российской провинции, победитель первого конкурса “Окно в Россию” и пользуется заслуженной славой одного из самых “живых“ музеев, он часто рассматривается дарителями в числе наиболее достойных адресатов, и нередко получает приоритетное право отбора.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 59, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.