Успеть за отпуск

Успеть за отпускАдрес:

Эти 20 дней нужно провести так, чтобы не было мучительно больно за бездарно потраченное время!
Психологи говорят: чтобы отношения с ребенком складывались комфортно, папе и маме нужно с ним, во-первых, играть, во-вторых, вместе узнавать или пробовать что-то новое, а в-третьих, заниматься каким-то общим делом. Тогда у вас будет прекрасно налаженный контакт, малыш сам с радостью станет вас слушать, и не нужны будут ни наказания, ни особые подарки.
Казалась бы, ничего сложного: пришли с работы, построили из конструктора домики (игра!), попутно объяснили особенности разных архитектурных стилей (познание!) и вместе убрали стройматериал в коробку (взаимодействие!).
Но современный стиль жизни таков, что вы зачастую приходите домой эмоционально опустошенными. Ведь когда работа требует полной творческой отдачи или непрерывного качественного общения, душевных сил к концу дня не остается. Как сказала мама дяди Федора из мультфильма о Простоквашино: «У меня вечером еле сил хватает, чтобы телевизор смотреть!» И вы виновато улыбаетесь, когда малыш пытается искусить вас то конструктором, то книжкой, грустно качаете головой: мол, не сегодня, в другой раз. Летом! Вот будет отпуск — и все разом наверстаем! Будем много играть, подучим английские слова, приобретем хорошие привычки…

Наступает долгожданный отпуск, а вы не знаете, за что браться в первую очередь? Опять же хочется отдохнуть, а не заниматься муштрой и работой над своими педагогическими ошибками с утра до вечера.

На самом деле можно легко подтянуть все свои родительские хвосты без чрезмерных усилий и особых временных затрат. Причем так легко и весело, что будете с удовольствием вспоминать об этом отпуске весь год!

ХОРОШИЕ ПРИВЫЧКИ
Постоянно накачивать мышцу под названием «сила воли», конечно, полезно, но иногда какие-то вещи лучше научиться делать автоматически, чтобы поберечь душевные силы для чего-нибудь более важного.
Чтобы не препираться с карапузом два раза вдень из-за чистки зубов и не краснеть за него, когда он, не здороваясь и не благодаря, выхватывает в гостях лучшие кусочки торта, научите его поддерживать гигиену и демонстрировать хорошие манеры на автопилоте.

Гигиена.
Необходимо выработать условный рефлекс на определенные ситуации. Скажем, как только встал с постели — сразу идешь в ванную и берешь в руки зубную щетку. Пришел с улицы, переобулся — первым делом к умывальнику и мыльнице!

Методика ПРИНУЖДЕНИЕ К ЧИСТОТЕ
Чтобы сын или дочь не забывали мыть руки перед тем, как сесть за стол, кладите их ложки и вилки на умывальник около мыла. Даже если вы сами забудете, то отсутствие орудий для приема пищи напомнит о необходимости заглянуть в ванную.

Обратите внимание, сколько времени прошло до того момента, когда малыш перед едой без напоминания идет в ванную? Неделя? Две? Три? У всех по-разному, но не дольше, чем через 30 дней. Привычка выработана.

Пора приучать мыть руки после прогулки. Для этого домашние тапочки также на некоторое время поселятся под умывальником. Пришел с улицы, разулся, поискал тапочки, вспомнил о новом правиле и сразу к умывальнику. И так до тех пор, пока не научится сразу мыть руки после улицы автоматически.

Переходите к соблюдению гигиены после посещения туалета. Запаситесь гуашью и красьте ею ручку изнутри туалетной комнаты (или вымажьте ее вареньем). Берясь за ручку, карапуз испачкает ладошку и вымоет ее. Примерно через неделю перестаньте красить ручку и понаблюдайте, выработалась ли привычка.

Одними рассказами о том, что грязнули часто болеют и с ними никто не дружит, вы не добьетесь стойкого навыка мыть руки. Малыш полностью разделит ваши убеждения по поводу недопустимости грязи, но станет элементарно забывать зайти в ванную. Или лениться. А вы вряд ли всегда будете рядом. Но рассказы о пользе гигиены все равно необходимы только как дополнение к «принуждению к чистоте».

Методика ИГРУШКА ВМЕСТО ТЮБИКА
Купите маленький тюбик детской зубной пасты. Объясните ребенку, что, как только она закончится, можно обменять у вас пустой тюбик на сюрприз.

Теперь проведите мастер-класс: покажите, сколько именно пасты нужно выдавливать на щетку, как чистить зубки, полоскать ротик.

Чтобы не забывал пользоваться щеткой сразу после пробуждения и перед сном, положите пасту под подушку, а вечером — на пижаму. Впрочем, можно не класть пасту, а оставлять записку или игрушку-напоминалку.

Интригуйте ребенка, не говорите, какой именно будет сюрприз в обмен на тюбик. Тогда даже заурядное шоколадное яйцо обрадует. Позаботьтесь о том, чтобы малыш использовал первый тюбик за 7-10 дней, иначе ему надоест и приз перестанет привлекать. А вот следующий тюбик можно приобрести и побольше.

Хорошие манеры
Ваш карапуз отлично знает, что нужно здороваться со знакомыми людьми, а также входя в помещение. Но новая обстановка сбивает с толку, и он забывает. Пристальный же взгляд ваших знакомых смущает, карапуз стесняется выдавить из себя «здравствуйте». А еще он так радуется подаркам и угощениям, что забывает поблагодарить. Выработайте у сына или дочери автоматическую реакцию в нужных ситуациях.

Методика СПАСИБО, МЯЧИК!
Вы говорите ребенку: «Я дарю тебе торт!» — и бросаете ему мячик или воздушный шар.

Он должен поймать и ответить: «Спасибо, мне приятно!» Или: «Спасибо, мне не нужно». Так он до автоматизма доведет фразы благодарности и вежливого отказа. Они перейдут из пассивного словарного запаса в самый что ни на есть активный.

Вы отвечаете: «Пожалуйста». Теперь он кидает вам мячик и тоже при этом что-то «дарит». Вы благодарите, соглашаетесь или отвергаете и дожидаетесь, пока малыш ответит: «Пожалуйста». Долго не может понять, чего же вы ждете и не бросаете? Спросите, какое вежливое слово он забыл сказать в ответ на ваше «спасибо»?

Перед игрой не читайте ему нотаций о том, как хорошо и приятно быть вежливым. Он это поймет на собственном опыте во время игры. «Дарите» иногда что-то смешное, скажем, носочки соседской девочки, чтобы игра была веселой и увлекательной.

Методика ЗДРАВСТВУЙТЕ, КУКЛЫ!
Расскажите, что при входе в помещение нужно здороваться, если там есть люди. Попросите малыша отвернуться, а сами рассадите игрушки — куклы, плюшевые мишки и солдатики — в разных комнатах, в том числе в кухне, ванной.

Скажите крохе, что есть три (четыре, пять) мест, где якобы находятся люди (это игрушки). Ему нужно пройти по всему дому и отыскать эти места. Входя туда, нужно громко произнести: «Здравствуйте!». А в тех комнатах, где пусто — промолчать.

Следуйте за малышом. Отвечайте ему на приветствие вместо игрушек: «Здравствуйте!». Если он ошибся и не заметил, здоровайтесь за игрушки первыми. Чтобы ребенок не утратил интерес к игре, в следующий раз помещайте игрушки в неожиданные места, где сразу не заметишь. Или договаривайтесь, что здороваться нужно только с мягкими игрушками либо с теми, у которых есть что-то красного цвета. Вам важно, чтобы у ребенка появилась привычка говорить слово «здравствуйте», причем громко, не стесняясь.

Меняйтесь время от времени ролями: пусть карапуз тоже рассаживает игрушки по комнатам, а вы ходите и здоровайтесь. Иногда «не замечайте» игрушки и не здоровайтесь. Нужно, чтобы малыш почувствовал, как неприятно, когда с тобой не здороваются и напомнил вам о вежливости.

Методика САМЫЙ ВЕЖЛИВЫЙ
Объявите День вежливости: кто чаще за время прогулки скажет «спасибо»? Возьмите с собой блокнот с разлинованными столбиками: «мама», «папа», «Дима», «Оля». Ставьте галочку в соответствующий столбик за каждую благодарность кому-либо. Победитель выбирает десерт для всей семьи.

Перед следующей прогулкой дайте задание как можно больше поздороваться и сказать «пожалуйста».

Теперь проведите чемпионат по вежливости: можно говорить любые вежливые слова целый день. Вечером подводятся итоги и решается вопрос поощрения.

ПОЛЕЗНАЯ ЧЕРТА
Есть две черты характера, которые позволяют ощущать себя счастливым и при этом добиваться реальных успехов: оптимизм и сила воли.
Оптимизм позволяет пребывать в хорошем настроении, редко болеть и долго жить, при этом притягивается удача. Сила воли же позволяет чувствовать удовлетворение от жизни и гордиться собой, добиваться запланированного и самому «сбывать» свои мечты, не дожидаясь милостей от мироздания. А теперь представьте, на что способен оптимист с силой воли? В общем-то, это формула личности лауреата Нобелевской премии, звезды эстрады или олимпийского чемпиона!

Оптимизм
Любое жизненное событие можно трактовать двояко: к лучшему и к худшему. В нашей культуре принято расстроенного человека утешать, проявлять к нему внимание. И тому становится выгодно находить поводы для грусти. За это человек расплачивается болезнями: плохое настроение ухудшает обменные процессы организма, а безжалостная природа решает, что такому неудачливому существу длинная жизнь не нужна. Что же делать? Научиться искренне толковать все происходящее в лучшую сторону (но иметь страховку для любого развития событий).

Методика СКАЗКОТЕРАПИЯ
Расскажите малышу такую психотерапевтическую историю о китайце. Особенно хорошо рассказывать ее на ночь или в дороге, когда ребенок пребывает в трансовом состоянии и легко поддается внушению.
Жил-был китаец. Он купил лошадь. Одна половина села за него радовалась, другая — завидовала, но китаец оставался спокойным. Лошадь убежала в лес. Одна половина села сочувствовала, другая — злорадствовала. Но китаец оставался спокойным. Вскоре лошадь нашлась и привела с собой дикого жеребца. Одна половина села радовалась за китайца, а другая — завидовала. Но китаец оставался спокойным. Сын китайца хотел объездить жеребца, но упал с него и охромел, никто из девушек не хотел стать его женой. Одна половина села сочувствовала, другая — злорадствовала. Но китаец оставался спокойным. Объявили войну, и в село пришли слуги императора и забрали в солдаты всех молодых людей. Те погибли. Остался лишь сын китайца и все красавицы села мечтали выйти за него замуж. Одна половина села радовалась, а вторая — завидовала…

Придумайте вместе продолжение сказки. Тренируйтесь вместе с ребенком любое событие (нехватка шезлонгов на пляже, новый сорт мороженого, гроза) толковать с позиций первой половины села, второй и с точки зрения китайца.

Слова «Но китаец оставался спокойным» станут якорем спокойствия и надежды на скорое наступление белой полосы. Когда ребенок впадает в уныние, шепните ему на ушко эту фразу. Кто-то из зависти вредит? Скажите, что кроме второй половины села всегда есть и первая. Нужно лишь быть внимательнее к тем, кто тебя окружает.

Игнорируйте дурное расположение духа малыша и поддерживайте в радости. Но не будьте жестокими к ребенку. Выясните, нуждается ли он в вашем утешении или лучше оставить его одного с плохим настроением? Для этого спросите, что можно сделать, чтобы плохое настроение прошло. Отнесите ответ к одной из трех категорий.

Ребенок хочет посидеть с вами, пообниматься, поговорить? Это сигнал к тому, что ему не хватает контакта с вами. Утешьте его сейчас, а в будущем предоставляйте крохе ваше общество и ласку, когда ему хорошо и весело! Подкрепляйте вниманием его оптимистические черты!

Малютка хочет игрушку или другую материальную выгоду? Он манипулирует вами с помощью своего настроения. Обнимите его, проявите сочувствие, но твердо заявите, что подарков не будет, и оставьте самого справляться с плохим настроением.

Малыш не может объяснить, чего ему хочется, чтобы хандра прошла? Посидите с ним рядом. Ему в самом деле плохо. Если приступы беспричинной меланхолии повторяются часто, обратитесь к психологу. Возможны невроз, психологическая травма.

Человеку необходимо испытывать на каждые шесть приятных эмоций (радость, интерес, счастье, веселье) три нейтральных (скука, удивление, равнодушие) и одну неприятную (грусть, страх, злость). Такова формула здоровой психики. Ребенок пребывает в постоянной эйфории? Возможны нарушения нервной системы, скажем, гиперактивность. Преобладают негативные эмоции? Возможно, не хватает свежего воздуха, солнца и движения. Пусть больше гуляет. Посещайте аттракционы, аквапарки. Осваивайте вместе водные лыжи, азы серфинга! Все равно хандрит? Это результат «пессимистического» воспитания.

Сила воли
В человеке присутствуют две части личности: животная и культурная. Животная стремится к тому, чтобы прилагать как можно меньше усилий, больше отдыхать, вкусно есть, в общем, идет на поводу у инстинктов. А человеческая ставит цели и сознательно к ним движется, преодолевая инстинкты. Эта часть, откладывающая вкусные, но вредные чипсы, готовящая с вечера сумку на завтра, игнорируя любимый мультсериал и есть волевая сфера. Сила воли — это свобода от инстинктов и привычек.

Методика ТЕЛЕВИЗОР
Объясните карапузу, что в его душе живут ленивое животное и ребенок с сильной волей. Животное готово дни напролет смотреть мультсериалы, а ребенок любит рисовать, мастерить, кататься на роликах. Чтобы определить, кто сильнее, пусть попробует первые пять минут смотреть мультсериал без звука. Пульт должен быть у ребенка.

Каждый следующий день добавляйте 5 «беззвучных» минут. Так кроха мягко уходит из-под масти привычки, обретает опыт освобождения от нее собственной волей.

Через 4-5 дней отметьте достижения малыша: он почти весь мультфильм смотрит без звука. Скажите, что его человеческая часть уже стала гораздо крепче. Пусть придумает, как еще можно тренировать силу воли с помощью сериала? Выключать на пять минут? Недосматривать?

Не заставляйте ребенка выключить телевизор. Ребенок намного быстрее отучится от сериала. но сила воли не разовьется. Он не научится сам ставить цель и добиваться ее. Словом, ваша воля подменит его.

Методика ЛАКОМСТВО
Купите карапузу любимое лакомство и предложите проверить его терпение. Сколько времени он сможет откладывать пиршество? Запишите время, когда терпение закончилось. Карапуз продержался всего три минуты? Он все же приложил усилие, и его сила воли, пусть на капельку, но окрепла. Похвалите!

Повторите то же самое. Сравните с прошлым результатом. Есть за что похвалить? Хвалите! Терпел меньше, чем вчера? Разберите причины. Не умеет ждать? Научите отвлекаться. Слабая мотивация? Пообещайте приз.

Высший пилотаж: научиться откладывать лакомство на следующий день. Или хотя бы его часть.

Даже две минуты терпения дают определенный опыт и привычку отказа от чего-то очень привлекательного во имя другой цели (приз, похвала). Не рассматривайте короткие промежутки как неудачу, побуждайте развивать силу воли даже после срывов.

УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ
Учеба похожа на снежный ком: стоит крепко-накрепко усвоить кусочек материала, как к нему «налипают» все новые знания, появляется азарт.
Так вот, ваша задача на каникулах не слепить, фигурально выражаясь, огромный, но рыхлый ком обширных, но непрочных знаний. Это будет пустая трата сил и времени. Лучше заготовьте один-два комочка, небольших, но твердых. И они станут основой для интереса к предмету и дальнейшего запоминания. Например, никогда нелишне запомнить сотню иностранных слов. А еще на летние каникулы часто задают выучить таблицу умножения. Не подражайте учителям, используйте преимущества совместного проживания с «учеником»!

Иностранные слова
Выберите в словаре по 4-5 слов из каждой буквы алфавита. Этот набор слов воздействует на воображение крохи, поскольку не связан с определенной темой, вызовет яркие ассоциации, а это — основа быстрого и крепкого запоминания. Проведите опыт. Прочитайте малышу десять случайных слов: солнце, мост, леопард… Пусть повторит. Потом прочитайте слова, связанные одной темой: солнце, яркий, теплый… Слова, подобранные случайно, запомнятся в полтора-два раза лучше, потому что удивят!

Методика ЛОТО
Купите детское лото с картинками. Подпишите совпадающие с выбранными вами словами картинки на иностранном языке крупно и ярко в правом нижнем углу: туда глаз соскальзывает легче всего. Подсказку (перевод и транскрипцию) — очень мелко и бледно в левом верхнем углу: туда глаз ленится смотреть лишний раз.

Остались слова, не совпадающие с картинками? Можно распределить их по оставшимся изображениям случайно, как попало или вместе с ребенком придумать, какая иллюстрация хоть каким-то образом подойдет к тому или иному слову. Например, к понятию «мост» нужно выбрать один из рисунков — лису или солдата. Вам кажется, что хвост лисы похож на мостик. Но сын считает, что солдаты часто ходят по мосту. Выбор за сыном — ему запоминать.

На квадратиках-фишках с картинками тоже напишите соответствующие иностранные слова. Но уже без перевода. Его припоминание и поиск по большим карточкам обеспечат запоминание.

Начинайте играть как в обычное детское лото, но на иностранном языке. Каждый берет по две-три большие карточки и бусины либо специально вырезанные кружочки, чтобы закрывать произнесенные слова. Ведущий достает из мешочка по одной фишке и читает иностранное название. У кого оно на карточке, тот его закрывает. Побеждает тот, кто раньше всех закроет карточки.

Играйте каждый день, но ровно столько, сколько интересно ребенку. Иначе память заработает против запоминания. Малыш не хочет даже начать, хотя никаких более увлекательных занятий у него нет? Мягко настаивайте на игре: это мозг сопротивляется лишним, по его мнению, знаниям и хочет забыть новые звукосочетания. Пообещайте мороженое или дополнительное купание. Стоит лишь приступить — и ребенок втянется, слова закрепятся.

Лото должно быть новым. Иначе ребенок не поймет, почему раньше в это лото играли на родном языке, а теперь вдруг перешли на другой. Чтобы в процессе игры малыш не заскучал, используйте банк из ракушек, конфет. Перед игрой они делятся поровну между участниками. Все кладут в общий банк по одной ракушке или конфете. Закрывший один ряд, берет половину банка, а остальные снова докладывают по одному предмету.

Методика ПЛАКАТ
Напишите по 6-7 слов на альбомных листах и повесьте на стену или другую поверхность там, где ребенок может натыкаться на них взглядом: перед обеденным столом, над раковиной в ванной, около кровати в детской.

Используйте для каждого плаката разные цвета маркера. Высота букв — 1-2 см, а перевод пишите помельче, простым карандашом. Слова подбирайте по случайному принципу. Еще лучше объединить их в короткие предложения. Скажем, «Пришла зима», «Щенок лежит на ковре».

Перед сном спросите карапуза, что запомнилось из карточек. Пройдитесь вместе по комнатам и рассмотрите то, что не удалось повторить.

На следующее утро повесьте другие карточки. Меняйте их в течение пяти дней. Потом пройдитесь по второму кругу, по третьему и четвертому. К концу отпуска сын или дочь заучит каждый набор карточек четыре раза.

Такой подход воздействует на подсознание и очень прочен. Обратите внимание: уже через пару дней кроха будет вставлять в разговор заученные иностранные фразы. На некоторое время они становятся навязчивыми, сами собой всплывают в голове. Значит, обучение идет успешно. Прошла неделя, а ребенок еще ни разу не процитировал иностранные слова просто так, без вашей просьбы? Видимо, что-то организовали не так. Найдите, в чем ошибка.

Предложения подбирайте по случайному принципу. Банальное «Пришла зима. Выпал снег» выветрится из памяти быстрее, чем «Пришла зима. Щенок спит на коврике». Почему щенок спит на коврике? Из-за зимы стало холодно гулять? Или он простудился? Чем больше вопросов накрутится вокруг того, что нужно запомнить, тем сильнее это врежется в память. Хороши пословицы: они смешны, неожиданны, парадоксальны.

Таблица умножения
Прежде выучите самое легкое, потом «прикрепляйте» к усвоенному все более сложное. Если в школе еще не объясняли, то вы сами донесите смысл умножения на примерах с коробками конфет, игрушек. Допустим, в одном наборе три игрушки. Купили два набора. Сколько всего динозавриков у тебя будет? Дети представляют себе ситуацию образно и просто считают воображаемых зверей.

Методика ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
Расскажите, что нет смысла каждый раз считать. Проще запомнить. Например, четыре набора по десять солдатиков — это сколько всего? Считать долго, а можно просто приписать к четверке ноль и выйдет то же число сорок. Потренируйтесь умножать на десять.

Выучите умножение на 9: мол, отнимаем от сорока четыре, от пятидесяти пять. А от ста сколько?

Пойте рифмованные части таблицы умножения. Они должны отскакивать от зубов в любое время суток! Дважды два — четыре, шестью четыре — двадцать четыре, восемью восемь — шестьдесят четыре. Шестью шесть — тридцать шесть, семью восемь — пятьдесят шесть. Шестью восемь — сорок восемь, а семью четыре — двадцать восемь!

Умножения на пять напишите в столбик. Те примеры, что с четным множителем выделите одним цветом, с нечетным — другим. Попросите найти закономерность (что оканчивается на ноль, а что — на пять?). Выучите сперва нечетные, так как они в рифму и быстро запоминаются. После перейдите к нечетным.

К этому моменту карапуз уже знает примерно половину таблицы умножения: на 10, на 9, на 5, один из рифмованных примеров. Для умножения на 2 достаточно сложить. Закрепите эти знания, погоняв малыша по этим примерам вразброс. Разучите остальные примеры умножения: на 3,4,6,7,8. Пишите по два-три примера ярким маркером на альбомном листе и вывешивайте перед обеденным столом, около кровати и в ванной над умывальником. Меняйте каждые пару дней.

Плохо запоминается? Пусть кроха дорисует цифры на плакатах: на что похожи? На матрешку, кораблик…

Чтобы проверить знания таблицы умножения, выбирайте момент, когда крохе скучно: в дороге, в очереди, на пляже. Тогда он не только охотно откликнется на ваши вопросы, но и усвоит, что учеба способна прогонять скуку, а значит, интересная и стоящая штука.

{IF_XF_latitude}Карта проезда:

{/IF_XF_latitude}

Похожие публикации

(Всего просмотров: 2, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.