Скажи «рыба»!

Скажи "рыба"!Адрес:

К 5—6 годам ребенок должен уметь произносить все звуки родного языка. Но на практике так получается далеко не всегда. Можно хоть сто раз просить малыша произнести слово "рыба", а в ответ услышать "селедка"! И дело тут не в упрямстве и не в нежелании ребенка говорить правильно. Он действительно не может этого сделать! Но это поправимо.

Далеко не все дети могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда улавливают на слух тот или иной искаженный звук. А зачастую не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся. Более того, мама или папа часто бывают недовольны: "Что же ты не научишься правильно говорить? Все твои ровесники хорошо говорят, и тебе надо стараться!"

Самое обидное, что ребенок-то старается, а родителям вроде и невдомек, что для него это настоящая проблема. Проблема, которая решается достаточно легко: стоит лишь отвести малыша к логопеду.

Логопед, как правило, начинает работу по коррекции произношения с более легких по артикуляции звуков, постепенно переходя к сложным. Более легкими из тех звуков, которые зачастую нарушаются у детей, считаются свистящие звуки [с], [з], [с’], [з’]. Затем работают над шипящими [ш], [ж] и заканчивают работу по коррекции произношения сонорными звуками [р], [р’], [л], [л’].При постановке отсутствующих или нарушенных звуков логопед, как правило, опирается на сохранные звуки речи, например, звуки [к], [г] можно поставить от правильных [т], [д], а звуки [т], [д], в свою очередь, от звуков [п], [б], [й] можно сформировать от [з], а [с] и [з] в некоторых случаях от [ф] и [в]. Шипящие [ш], [ж] можно поставить от [р] и наоборот.
В процессе работы над звукопроизношением логопед ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка, например, если у малыша повышен тонус речевой мускулатуры, то ему вполне будет доступно произнесение таких сложных звуков, как [р], [р’].

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Как известно, у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это является следствием вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, отчего у детей недостаточно открывается рот и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит, в первую очередь, от правильного произнесения гласных, а также от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

Начинать работу над формированием дикции у детей можно с младшего возраста. Взрослый показывает ребенку образец произношения, четко проговаривая гласный звук, а малыш непроизвольно подражает речи взрослого. Хорошо, когда в одной игре сочетается несколько звукоподражаний с разными гласными, требующими различного раствора рта, например, "кря-кря" (утка), "пи-пи-пи" (утята), "ав-ав-ав" (собака), "та-та-та" (барабан), "ду-ду-ду" (дудочка), и т. д.

Дикция значительно легче формируется именно в 4—5 лет. В старшем возрасте это сделать сложнее, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык. Для совершенствования дикции можно использовать скороговорки. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна.

Родители часто задают вопрос: какие занятия — групповые или индивидуальные — больше подходят? В системе дошкольного (школьного) образования обычно проводят групповые и индивидуальные занятия, где одно всегда дополняет другое. На индивидуальных занятиях внимание педагога посвящено одному ребенку. Здесь происходит постановка звуков, закрепляются навыки, приобретенные на фронтальном уроке. Но некоторые виды работ целесообразнее проводить с группой: наблюдение, подвижные игры, просмотры зрелищ, детская совместная творческая деятельность.

Если у ребенка имеются речевые проблемы не только на уровне произнесения отдельных звуков речи, но и на всех ее уровнях (страдает и грамматика языка), то его нужно определить в логопедический сад, где ему будет оказана специализированная помощь.

Среди специалистов-дефектологов существует мнение, что дефекты речи у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек и сам процесс коррекции этих нарушений у них длится дольше. Но на практике все зависит от индивидуальных способностей каждого ребенка. Бывает, одному достаточно показать правильный артикуляционный уклад формируемого звука, выполнить упражнения артикуляционной гимнастики и поставить звук, а другому можно помочь овладеть звуком только после многократных тренировок и повторений, прибегнув к механической помощи, например, используя логопедические зонды.

В современной логопедии существует множество методик, способных помочь ребенку с проблемами произношения. Это и методики работы с детьми раннего возраста, не говорящими детьми, методики работы по расширению словаря, воспитанию звуковой культуры речи, методики по обучению детей разговорной (связной) речи и рассказыванию, художественного чтения и рассказывания детям, методики заучивания стихотворений, а также методики работы с заикающимися детьми, детьми с нарушением голоса, с алалией и аутистичными детьми.

{IF_XF_latitude}Карта проезда:

{/IF_XF_latitude}

Похожие публикации

(Всего просмотров: 2, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.