Санкт-Петербургский Государственный академический театр балета им. Леонида Якобсона

Санкт-Петербургский Государственный академический театр балета им. Леонида ЯкобсонаАдрес: ул. Маяковского 15, г. Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Россия, 190000
Телефон: +7 (812) 273-19-97
Сайт: http://www.jacobsonballet.com/
E-mail: [email protected]
Часы работы: На сцене Александринского театра

9 сентября балет "Спартак" 19:30
21 сентября "Женские портреты" 19:30
3 октября балет "Есенин" 19:30
Цены: от 200 руб.

Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета имени Леонида Якобсона (Балет Якобсона) — первый в России театр балета, существующий отдельно от оперной труппы. Основан в 1966 известным танцовщиком и балетмейстером Петром Гусевым. С 1969 по 1976 труппу возглавлял Леонид Якобсон. С 2001 главный балетмейстер и художественный руководитель театра — Юрий Петухов

В мае 2001 года, после смерти Aскольда Макарова, пост художественного руководителя занял Юрий Петухов – премьер театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского, известный балетмейстер, народный артист России, лауреат Государственной премии России, лауреат всесоюзных и международных конкурсов. Юрий Петухов получил широкое признание в балетном мире как талантливый, блестящий танцовщик (в его исполнительском списке более 40 ведущих и сольных партий) и хореограф.

На его счету двенадцать самостоятельных балетов и миниатюр, некоторые из которых отмечены дипломами международных конкурсов за лучшую хореографию.

С приходом Юрия Петухова в афише театра появились новая редакция балета «Щелкунчик», хореографическая миниатюра «Танец с саблями», одноактный балет «Итальянское каприччио», балет по мотивам новеллы П. Мериме «Дон Хосе. Страсти по Кармен», трагедия «Ромео и Джульетта», балет-сказка «Шехеразада».
Принимая на себя художественное руководство прославленным коллективом, Юрий Петухов четко представляет новую концепцию возглавляемого им театра, – сохранение уникального наследия, созданного выдающимися предшественниками, и продолжение начатого ими смелого эксперимента – поиск новых форм в балетном искусстве, — тот самый путь «против течения».
Осуществляя проект – воссоздание всего творческого наследия Мастера, театр балета, созданный его гением, сохраняет легендарную страницу русского балетного искусства.

Сегодня репертуар театра – уникальное сочетание бесценного наследия Л. В. Якобсона, шедевров мирового классического балета, произведений современных авторов.

С 2002 по 2004 год Государственный академический театр балета успешно реализовал программу, в рамках которой в течение двух лет на сцене театра восстанавливалось творческое наследие Леонида Якобсона.

Первая премьера – знаменитый цикл хореографических миниатюр «Роден» – с большим успехом прошла 6 апреля 2002 г. на сцене Выборгского дворца культуры (Санкт-Петербург). В июне того же года зрительское воображение потрясла новая премьера – одноактный балет «Спартак» на муз. А. Хачатуряна.

Эти шедевры якобсоновской хореографии составили основу программы «Вечера одноактных балетов к 100-летию со дня рождения Леонида Якобсона», которое весь балетный мир отметил в январе 2004 года. 26 января 2004 г. зрителям возвращен еще один спектакль – одноактный балет-буффонада «Клоп» по мотивам одноименной пьесы В. В. Маяковского.

За восстановление балета «Свадебный кортеж» в 2003 году театр был удостоен Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Наследие», а в 2004 г. балеты «Клоп» и пять хореографических миниатюр были номинированы на Высшую театральную премию Петербурга — «Золотой Софит».

Благодаря необыкновенному разнообразию репертуара театр востребован как в России, так и за рубежом. Только за последний год театр побывал в Самаре, Ульяновске, Курске, Костомукше. Италия, ЮАР, Испания, Греция, Япония, Германия, Турция, США – таков перечень стран, в которых труппа гастролировала в течение последнего театрального сезона.

Санкт-Петербургский Государственный академический театр балета находится на новом этапе развития. В его творческих планах – создание целого мира балета: масштабного, разнопланового репертуара, в котором были бы представлены самые разные направления классической и современной хореографии.

Творческая жизнь в театре не замирает ни на минуту. Так в недавнее время был успешно восстановлен шедевр хореографии Якобсона «Экзерсис ХХ», получивший диплом национальной премии «Золотая Маска», а в октябре 2007 года на сцене Александринского театра прошла премьера нового балета «Есенин».

По замыслу Юрия Петухова, это спектакль не о жизни Есенина как таковой, а о творческой личности, поэте, художнике, человеке, который был одновременно романтиком, тружеником, неистощимым путешественником, а иногда даже хулиганом. Это спектакль о женщинах, которых он любил и о людях, окружавших поэта и вдохновлявших его творчество. Жизнь такого уникального таланта, как Есенин, была постоянно наполнена множеством различных встреч, поиском великой любви, трудными расставаниями, трагическими событиями и неодолимым желанием их преодолеть. Это спектакль, рассказывающий о страшной войне, революции, смене эпох и политических систем. Вместе с тем это спектакль о природе и временах года в жизни и творчестве самобытного неповторимого художника. Это незабываемый спектакль, трансформирующий поэтические образы Есенина и дающий им самостоятельную жизнь.

В тоже время столь многогранный спектакль не мог обойти биографии поэта, наполненной драматическими событиями и чрезвычайно сложными отношениями с окружающей его действительностью. Эта линия в балете стала, скорее, структурно образующей, нежели основной темой спектакля. Эмоциональные всплески, яркие зарисовки, скомпилированные из творчества поэта – вот основные тематические предпосылки «хореографического» Есенина.

Но самым интересным в балете о замечательном русском поэте было совмещение двух жанров на одной сцене – возврат к синкретическому спектаклю: параллельной линией на сцене развивается драматическое действие.
Остросовременная драматическая часть постановки, написанная молодым петербургским автором Данилой Приваловым значительно дополняла собой основное хореографическое действие, перекликаясь с ним через протянутые хрупкие мостики стихов, музыки и движения.

Музыкальное прочтение спектакля хореограф увидел через произведения Рахманинова: Второй фортепьянный концерт, «Симфонические танцы», «Элегия», «Вокализ», «Адажио» из второй части Второй симфонии, которые были использованы для отражения лирической, романтизированной канвы жизни и творчества Есенина; в то время как симфонические работы Шостаковича – Одиннадцатая и Пятая симфонии – использовались главным образом для освещения революционного настроя времени. Более того, драматичная музыка Бетховена охватила совершенно иной пласт спектакля – событийные коллизии и трагические бытовые аспекты.

Для того, чтобы подчеркнуть современное видение спектакля, музыка для наиболее важных в драматургии фрагментов была специально написана современным композитором и музыкальным руководителем нашего театра Владимиром Артемьевым.

Необычным стало и оформление спектакля. По задумкам художника- сценографа Семена Пастуха и режиссера-постановщика Юрия Петухова, в балете был использован художественный прием Малевича – две сценические площадки: верхняя (небольшой подиум) и нижняя, где разворачивается основное действие.

Художником по костюмам стала Галина Соловьева, которая уже работала с театром Л. Якобсона. Она уже создала удивительно яркие и наиболее точно подходящие по стилю костюмы к балету «Лебединое озеро». В «Есенине» её костюмы также получились необычными и красочными.

Нельзя не упомянуть тот факт, что в течение двух лет, с 2006 по 2008 гг., главным балетмейстером театра был Георгий Алексидзе, творчество которого хорошо известно балетному миру – по спектаклям, идущим в различных городах и странах.

Георгий Алексидзе – народный артист Грузии, лауреат Государственной премии, заведующий балетмейстерской кафедрой Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, профессор ГИТИСа – был одним из самых признанных хореографов, воспитанных петербургской Консерваторией. Ученик Ф. В. Лопухова и последователь Джорджа Баланчина, Алексидзе считал, что балетное искусство берет свое начало из «духа музыки». В активе мастера было более ста пятидесяти различных постановок на музыку разных эпох и стилей – от средневековья и Возрождения до наших современников – Денисова, Шнитке, Канчели. Хореография Алексидзе предельно симфонична; как никто другой, этот балетмейстер умел слышать внутреннее течение музыки, тембр каждого инструмента и воплощать их посредством выразительной пластики.

Продолжая традиции легендарного Леонида Якобсона, Алексидзе осуществил свои замыслы в прославленном коллективе, носящем имя непревзойденного мастера миниатюр, поставив вечер своих номеров под названием «Возвращение мастера», премьера которого прошла в Петербурге и Москве. К постановке готовились так же большие, сюжетные спектакли, причем один из них Петухов и Алексидзе планировали создать в тандеме, но несвоевременная смерть легендарного хореографа в июне 2008 разрушила многие творческие планы.

Так, благодаря напряженным творческим планам и вопреки безвременной кончине Алексидзе, родился балет «Три цвета» посвященный его памяти. Премьера балета «Три цвета» состоялась в начале декабря 2008 года на сцене театра Консерватории и прошла с огромным успехом. Этот необычайно интересный спектакль оказался интереснейшей постановкой – необычно оригинальной, яркой и отвечающей лучшим традициям якобсоновской хореографии и драматургии.

Следующей значительной премьерой Театра Балета им. Л. Якобсона стал «Спартак», прошедший 29 сентября 2009 года на сцене прославленного Александринского театра в Санкт-Петербурге. Этот уникальный спектакль был капитально возобновлен и создан на основе оригинальной хореографии Леонида Якобсона.

Балет «Спартак» сам композитор называл «хореографической симфонией». Нет сомнения, что он является наиболее крупным и значительным творением Хачатуряна. Его сценическое рождение произошло в 1956 году на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский Театр). Великолепная музыка Хачатуряна поистине воодушевила Леонида Якобсона, а его воображение художника воскресило образы далекой эпохи. «Сцены из римской жизни» – вот как сам хореограф определил жанр балета. Его увлекла задача воссоздать в движущейся пластике античность на пороге краха, еще поражающую избыточной роскошью, но уже тронутую тлением, внутренне омертвелую и циничную.

Дух античности доносило необычайное пластическое решение спектакля. Впервые в истории отечественного балетного театра Якобсон построил целый балет на основе «свободной пластики», одев исполнителей в туники и сандалии. Отказавшись от классического танца с непременными для него выворотностью ног, позициями и пуантами, хореограф сочинил собственный танцевальный язык, подсказанный только его поистине неистощимой фантазией и чувством редкостной музыкальности. Спектакль захватывал драматизмом человеческих судеб, схваткой страстей и характеров и изумлял живописно-экзотической зрелищностью.

Премьера «Спартака» стала настоящей сенсацией, вызвав огромный зрительский интерес и множество оживленных споров среди ведущих театральных российских и зарубежных критиков.

В 1981 году в репертуар Театра балета «Хореографические Миниатюры» (ныне Театра балета им. Л Якобсона) вошла одноактная версия балета, включившая в себя наиболее значительные фрагменты хореографии Якобсона. В июне 2002 года после десятилетнего перерыва состоялась премьера-возобновление спектакля. Но только в 2009 году театру удалось восстановить полную версию этой легендарной постановки.

Второму рождению «Спартак» обязан Художественному руководителю театра Юрию Петухову, который ревностно следит за сохранением наследия мастера и педагогам-репетиторам, которые беззаветно преданы театру и своему гениальному учителю – Леониду Якобсону. Благодаря их кропотливому труду по крупинкам были реконструированы два акта из огромного хореографического полотна «Спартака» – при этом ни один нюанс, ни одна поза и жест не ускользнули, не потерялись при воссоздании танцевального шедевра.

Над сценическим воплощением спектакля работали давние друзья театра- художники Семен Пастух и Галина Соловьева, которые оформили уже не одну постановку в театре.

Благодаря необыкновенному разнообразию репертуара Театр Балета им. Л. Якобсона коллектив широко востребован как в России, так и за рубежом. Основу деятельности любого музыкального театра составляют многочисленные зарубежные гастроли. В этом отношении не являемся исключением и мы.

Так, лишь на протяжении последних нескольких лет театр неоднократно побывал в ЮАР, Испании, Израиле, Мексике, Греции, Японии (последние гастроли прошли в октябре-ноябре 2009 года с огромным успехом); Германии, Турции, Нидерландах, США и Канаде – таков перечень стран, в которых труппа гастролировала в течение последних театральных сезонов.

Турне по Соединенным Штатам Америки занимает среди прочих особое место. Грандиозно как количество посещенных городов и выступлений, так и масштаб представленного репертуара. Шедевры мировой балетной классики «Жизель», «Шопениана», концертная программа из фрагментов «Лебединого озера», «Корсара» органично переплетались с новейшими произведениями современной хореографии: «Итальянским каприччио», «Доном Хозе», «Шехеразадой», «Ромео и Джульеттой» в постановке Юрия Петухова.

Интересно, что именно двухактный балет «Ромео и Джульетта» на музыку С. С. Прокофьева стал ярчайшей звездой недавнего гастрольного тура. Его поистине завораживающая музыка, полная экспрессии хореография Ю. Петухова в сочетании с необычным сценическим оформлением Э. Капелюша и эмоциональным актерским исполнением не оставило равнодушными зрителей по обе стороны Атлантического океана.

Без всякого сомнения, в данный момент Санкт-Петербургский Государственный Академический Театр Балета находится на новом этапе своего творческого и художественного развития. В его творческие планы входит создание целого мира балета в миниатюре – спектаклей масштабного, разнопланового репертуара, которые отразят как достижения классической хореографии, так и представят самые разные направления современного танцевального искусства.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 73, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.