Адрес: ул. Некрасова 7, г. Псков, Псковская обл., Россия, 180000
Телефон: +7 (8112) 66-25-17, 66-33-11
Факс: +7 (8112) 66-44-95
Сайт: http://museums.pskov.ru
E-mail: [email protected]
Часы работы: Ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца.
Цены: Единый билет по музею: взрослый — 200 руб., студенческий — 100 руб., школьный, пенсионный — 80 руб.
Музей в Пскове открыт с 1876 г. В настоящее время он является объединением, состоящим из головного музея и 5 филиалов, расположенных в разных районах нашей области. Основной музейный комплекс, занимает целый квартал Пскова, состоит из нескольких частей, соединяющих в себе здания разных эпох.
В 1869 г. на одном из заседаний Псковского статистического комитета при обсуждении даров и находок, поступивших в комитет, был поднят вопрос о необходимости создания при комитете музея. Решили поручить составить правила предполагаемого музея И. И. Василеву.
В рассуждениях и дискуссиях прошел год. За это время значительно пополнилось число экспонатов. 2 апреля 1870 г. К.Г. Евлентьев передал комитету медали, монеты, ассигнации, вышедшие из употребления, раковины, образцы горных пород и прочие предметы, собранные им у псковичей в пользу будущего музея. 20 ноября 1871 г. на очередном заседании комитета, председательствовал на котором губернатор М.С. Каханов, вернулись к вопросу о музее. И. И. Василев высказал мнение о том, что вначале целесообразно было бы образовать при комитете особую археологическую комиссию, которая приняла бы на себя «как разработку местных исторических памятников, так и заботы по устройству, собиранию и хранению древностей».
Еще до этого заседания идея создания подобной общественной организации обсуждалась любителями псковской старины. Поскольку статистический комитет в то время являлся учено-административным учреждением, то и оказывал содействие науке в объеме, возможном для губернского города. Все сведения, все известия о событиях в губернии стекались в комитет, туда же поступали и разного рода находки: монеты, оружие, древние церковные вещи и прочее. Таким образом, в силу сложившихся обстоятельств комитет должен был заниматься исследованием и хранением этих предметов.
В 1869 г. вокруг действительного члена комитета К. Г. Евлентьева сгруппировались любители псковской старины. Ими был подготовлен проект устава «Общества собирателей древностей в Пскове» и даже был представлен на рассмотрение тогдашнему псковскому губернатору М. С. Каханову. Однако идея создания такого общества не нашла в то время материальной поддержки, без которой ее существование не представлялось возможным.
Таким образом, предложение И. И. Василева легло на подготовленную почву, и вопрос был решен положительно. Почти год велась подготовка первого заседания археологической комиссии. Оно состоялось 4 августа 1872 г. На заседании присутствовали непременные и действительные члены статистического комитета. Были избраны должностные лица комиссии. Председателем избрали губернатора Михаила Борисовича Прутченко, помощником председателя вице-губернатора Александра Михайловича Жемчужникова (один из соавторов Козьмы Пруткова), должность секретаря и вместе с тем временное исполнение обязанностей хранителя археологического музея принял на себя К.Г. Евлентьев.
И далее Евлентьев перечисляет: Поганкины палаты, принадлежавшие тогда Военному Министерству; Владычные палаты, построенные в XVI веке и принадлежавшие епархиальному ведомству; заштатная церковь Василия на Горке; Покровская башня; палаты Ямского, но которые требуют больших затрат на реставрацию.
В настоящее время в музее находятся следующие предметы: монеты медные и серебряные, ассигнаций, медали, рукописи, мамонтовые кости, гипсовые слепки, надгробные плиты, ядра каменные и чугунные, раковины, иконы, минералы, модели с/х. предметов, яйца птиц, два серебряных денежных клада и проч. и проч.».
По вопросу выбора помещения для музея присутствующие на заседании члены Археологической комиссии высказывали самые разные мнения, вплоть до постройки нового здания. Для подготовки обоснованного решения была образована специальная комиссия из членов Статистического Комитета: П.П. Калашникова, П.И. Касьяндра, И.И. Василева и К.Г. Евлентьева.
Были осмотрены: Поганкины палаты, Владычная палата и заштатная церковь Св. Василия на Горке. 6 марта 1873 г. К.Г. Евлентьев доложил Археологической комиссии, что в ходе осмотра признаны наиболее удобным и целесообразным помещением для музея Поганкины палаты, для чего необходимо ходатайство перед военным ведомством об отчуждении означенных палат и передаче их в ведение губернского статистического комитета, взамен чего город, по отзыву городского головы П.П. Калашникова, согласен уступить Интендантскому управлению бывшие соляные каменные амбары. В случае отказа комиссия считает возможным просить под музей левое крыло Поганкиных палат с четырьмя покоями и выходящими окнами на костел и Поганкин переулок (ныне Музейный). Означенные покои, по отзыву провиантского смотрителя Николаевского, могли бы быть отведены под музей без стеснения казенных складов.
Владычная палата найдена комиссией тоже удобной для размещения музея. Что же касается заштатной церкви Св. Василия на Горке, то комиссия признала ее слишком тесною по своим размерам и мало пригодною для музея. Остальные варианты не рассматривались, так как их приспособление под музей требовало больших затрат.
Прошедшие после доклада прения не выявили определенного мнения у членов Археологической комиссии, и потому собрание постановило оставить настоящий вопрос открытым.
Пока обсуждались несбыточные проекты о помещении для музея Археологической комиссии, фонды музея пополнялись различными экспонатами, преподносимыми в дар. На втором заседании комиссии 18 декабря 1872 г. известный ревнитель отечественных древностей старший соборный протоиерей М.И. Кунинский представил замечательную коллекцию медных монет весом 8 фунтов. Священник отец А. Павский — медную полушку Петра I, С.М. Эссен — рукописную «Домашнюю книгу купца господина Н.И. Ямского», в доме которого останавливался Петр I. А.П. Ушаков — медную с ушком печать с надписью на одной стороне «Печать печерского слуги Герасима», а на другой — изображение двух барсов, бегущих в противоположные стороны. Поставщик императорских охот Бутов подарил пять литографий: виды Псково-Печерского монастыря 1833 г., изданных усердием архимандрита Венедикта с братией; четыре псковских вида, изданных землемером И.С. Ивановым: древний Изборск, архиерейский загородный дом, Святогорский монастырь и сельцо Михайловское, О.Ф. Трубинская — монету серебряную, Н.К. Богушевский — три медных и одиннадцать серебряных монет, в числе которых монеты Ивана Грозного, Лжедмитрия и Бориса Годунова и т.д. В протоколах каждого последующего заседания комиссии сообщалось о пожертвовании различных предметов, причем не только членами комиссии, а и просто гражданами, даже гостями Пскова.
Вновь организующийся музей все время испытывал недостаток средств. Некоторые псковичи, сочувствовавшие делу организации музея и принимавшие участие в различных благотворительных спектаклях, изъявили желание устроить несколько спектаклей, сборы от которых пойдут в пользу музея. К.Г. Евлентьев получил разрешение от попечителя Санкт-Петербургского учебного округа устроить во время поста литературные чтения силами преподавателей и воспитателей Военной прогимназии, передать полученные средства на устройство музея. Члены комиссии Н.И. Раевский и М.Л. Левковец также вызвались прочесть несколько публичных «популярных лекций о научных предметах».
Современное состояние музейного дела беспокоило организаторов музея. На шестом заседании археологической комиссии 19 марта 1874 г. решили командировать во время праздника Пасхи членов комиссии: архимандрита Алексея и К. Г. Евлентьева в Санкт-Петербург и Новгород для ознакомления с устройством местных музеев. Уже на следующем заседании 22 апреля К.Г. Евлентьев доложил о поездке в Санкт-Петербург. Были осмотрены Эрмитаж и Артиллерийский музей. Побывали псковичи в публичной библиотеке и Академии художеств. При посещении музеев их руководители: Бычков А.И., Прохоров В.А., академик Стефани и полковник Брандербург оказали псковичам содействие и внимание. От издателя археологических журналов и преподавателя истории древнерусского искусства в императорской Академии художеств В.А. Прохорова были получены в дар «Христианские древности и археология»: шесть выпусков 1871 г. и один за 1872 г. От издателя журнала «Русская старина» М.И. Семевского: «Сборник снимков автографов русских деятелей 1801-1825 гг.», «Граф Аракчеев и военные поселения 1809-1831», «Записки князя Я.П. Шаховского 1705-1777 гг.» и полный комплект «Русской старины» за 1872 г.
На страстной неделе К.Г. Евлентьев совершил поездку в Новгород для обозрения древностей этого города и музея местного земства. Новгородцы передали в дар псковскому музею памятники вооружения XV века: два железных шлема-шишака, стальной кольчатый панцирь и другие предметы.
Вопрос же с помещением для музея оставался открытым. В апреле 1874 г. по взаимному соглашению псковского губернатора Михаила Борисовича Прутченко и губернского предводителя дворянства Александра Борисовича Фитингофа в дворянском доме на втором этаже отводится помещение, состоявшее из двух комнат и передней для музея археологической комиссии. К тому же дворянский дом находился на главной и красивой улице Пскова, что было немаловажно для музея.
Музей продолжал благоустраиваться. По распоряжению губернатора и по рисункам художника Н.И. Соколова была изготовлена из ясеневого дерева прекрасная мебель, стоившая триста рублей серебром. И вот, наконец, «Губернские ведомости» от 8 мая 1876 года поместили скромное объявление: «Музей Археологической комиссии. Лица, желающие обозреть музей Археологической комиссии, могут во всякое время свободно обращаться к секретарю и хранителю музея К. Г. Евлентьеву». От этой даты и ведет свое летоисчисление Псковский музей-заповедник.
Члены Археологической комиссии, проявляя заботу о музее, оказывали всяческую помощь. Так, Г.С. Лошаков, С.В. Кохомский и Д.Ю. Стопневич взяли на себя обязательство составить систематические описи музея. На десятом заседании комиссии 20 мая 1876 г. Д.Ю. Стопневич предложил перенести в музей находящуюся в часовне Владычного креста старинную живописную картину, изображающую осаду Пскова в 1581 году Стефаном Баторием. На этом же заседании К.М. Кунинский передал в дар музею подлинную книгу псковитянина Сергея Поганкина. Недолго музей располагался в доме Дворянского собрания. 11 декабря 1876 года «Губернские ведомости» сообщали: «Музей Археологической комиссии 5 числа декабря месяца 1876 г. переведен из Дворянского дома во вновь отделанное помещение Статистического комитета в здании присутственных мест.
Присутственные места стали на долгое время приютом для псковского музея, вплоть до 1902 года. Еще со времени основания Археологической комиссии общественность была озабочена созданием приемлемых условий для размещения своего музея, неоднократно предлагалось использовать для этой цели Поганкины палаты.
В 1899 г. Псковским археологическим обществом (ПАО) была сделана очередная попытка подыскать более просторное помещение своему музею, находившемуся в стесненном состоянии в одной небольшой комнате при Губернском статистическом комитете. Попытки ПАО приобрести для своего музея новое помещение тесно связаны с именем Николая Федоровича Фан-дер-Флита. У него была давнишняя мечта — устроить музей, доступный всем желающим. Став псковским помещиком, земским деятелем, он задумал осуществить свою заветную мечту именно в Пскове. Эта мысль преследовала его до последнего дня жизни. Однако, не успев достичь цели, он завещал дальнейшую работу своей жене Елизавете Карловне, выбор которой после всестороннего обсуждения с членами ПАО и ее секретарём Ф.А. Ушаковым остановился на Поганкиных палатах. Они по-прежнему находились в ведении Военного Министерства, и в них размещался провиантский магазин.
Положительному решению вопроса помог счастливый случай: предводителю псковского дворянства Николаю Ивановичу Новосильцеву и председателю ПАО, предстояло представление Государю Императору. Было решено для поднесения изготовить шикарный альбом с фотографиями Поганкиных палат, выполненными фотографом Кононовым и раскрашенными акварелью.
Ф.А. Ушаков, осветив кратко историю ПАО, выразил глубокую благодарность Е.К. Фан-дер-Флит, которая дала средства «превратить провиантский склад в здание просветительных учреждений города». Таким образом, радость общества, получившего надежный приют в здании палат Поганкина для своего музея, стала общею радостью для всего города Пскова.
1. Мемориальный музей-усадьба С.В. Ковалевской
Мемориальный музей-усадьба С.В. Ковалевской является единственным не только в России, но и в мире музеем, посвященным этой замечательной женщине. В 1997 г. он был внесен в международный каталог «Музеи мира» под № 506.
Музей располагается в бывшем имении ее отца В.В. Корвин-Круковского. В усадьбе до наших дней сохранился дом, построенный в середине XIX в. по проекту выдающегося русского художника-архитектора А.П. Брюллова, а также мемориальный флигель, парк и озеро. Софья Васильевна жила здесь с 8 до 18 лет. В 1868 г. венчалась с В.О. Ковалевским в соседнем селе в Клевниках.
В музее уникальная и разнообразная по составу коллекция личных вещей и документов С.В. Ковалевской. Это одежда, мебель, книги, рукописи, портреты. Скомплектованы интересные коллекции типологической мебели красного дерева конца XVIII – середины XIX вв., графики, прикладного искусства.
Музей С.В. Ковалевской предлагает основную экскурсию по усадебному дому и по парку.
2. Мемориальный музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова
В состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова входят два комплекса – бывшие имения Любенск и Вечаша. Семья композитора снимала усадьбу Вечаша под дачу в течение шести летних сезонов, начиная с 1894 г. Здесь композитором были написаны оперы «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане» и другие. В 1907 году Николай Андреевич приобрел усадьбу Любенск. В Любенске весной 1908 года была закончена последняя опера «Золотой петушок». В ночь на 8 (21) июня 1908 г. композитор скончался в Любенском доме. Ежегодно в музее проводится День памяти Н.А. Римского- Корсакова, на котором выступают творческие коллективы, музыканты и звучат произведения композитора.
В музее постоянно действуют экспозиции:
— «Природа в творчестве Н.А. Римского-Корсакова» — Вечаша;
— «Последние годы жизни и творчества Н.А. Римского-Корсакова» — Любенск».
В музее проводятся:
— Экскурсии по усадьбам и паркам
Театрализованные экскурсии:
— «В гостях у царя Берендея» — февраль – март;
— «Рождественская сказка Шехерезады» — декабрь-январь;
— «Чудеса в городе Леденце» — апрель – май;
— «Зеленые святки» — май.
3. Музей истории Новоржевского края
История Новоржева – это частица истории России, Псковщины. Ко временам Новгородской и Псковской феодальных республик относятся многие крепости, возведенные для защиты северо-западных рубежей Руси от воинственных соседей – Ливонского ордена и Великого княжества Литовского. В числе этих сооружений – крепость Ржева, построенная в конце XIV века. Она, как и соседние крепости, неоднократно подвергалась нападению, опустошению и со временем стала называться Ржева Пустая, а позднее Пусторжев.
В середине XVIII века Пусторжев теряет свое военное значение, становится обычным уездным городом. В начале 70-х гг. этого же столетия он сгорел и к 1777 году был отстроен заново уже на другом месте и стал называться Новоржевом.
Об истории города и района с древности до наших дней и рассказывает экспозиция музея.
Музей истории Новоржевского края предлагает посетителям обзорную экскурсию по музейным экспозициям и загородные экскурсии.
4. Литературно-мемориальный дом-музей Ал. Алтаева (М.В. Ямщиковой)
Ал. Алтаев – литературный псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой (1872-1959), чья жизнь более 60 лет была связана с Псковской землей. Она не раз приезжала сюда в период с 1895 по 1958 год. В состав музея входят усадебный дом, построенный в первой половине XIX века и являющийся памятником архитектуры (дом принадлежал О.К. Гориневской), флигель, принадлежавший Маргарите Владимировне, фрагменты парка бывшей усадьбы Лог.
Музей в Логу рассказывает о жизненном и творческом пути писательницы. Здесь бережно хранится обстановка комнат с интерьером XIX- начала XX века, в которых жила и работала М.В. Ямщикова. Представленные в экспозиции книги, начиная с самых первых и кончая посмертными изданиями, показывают, какой большой творческий путь пройден писательницей.
Несомненную ценность представляют книги, рукописи, мебель, посуда, другие предметы быта. Бюро красного дерева, мебельный гарнитур из карельской березы, старинный рояль тесно связаны с историей дома, а самое главное – с жизнью писательницы в этих краях. Большинство предметов в музее носит мемориальный характер.
В музее проводятся экскурсии по экспозиции дома-музея и парку усадьбы.
5. Мемориальный музей-усадьба М.П. Мусоргского
Мемориальная зона музея-заповедника — 8 га. В нее входят исторические памятники:
1. Усадьба 19 века в п. Наумово:
-Господский дом, построенный И.И.Чириковым — дедом композитора.
В этом доме родилась Ю.И.Чирикова — мать М.П.Мусоргского и часто гостил он сам. После реставрационных работ в 1972-ом году открыт музей.
-Деревянное здание «Людская», в котором жили крепостные крестьяне, а сейчас находится экспозиция: «Быт, традиции, обряды крестьян Псковской губернии 19 века»
-Кирпичное здание «Оранжерея», построенное в 19 веке.
В теплице растут комнатные и тропические растения, которые круглый год поражают своей красотой посетителей музея-заповедника.
-Парк в английском стиле: с традиционными липовыми аллеями, прудами и декоративными клумбами.
2. На погосте Пошивкино сохранились остатки — семейного склепа Чириковых, где похоронена мать М.П.Мусоргского.
В 2007 году проведена – музеефикация объекта и теперь он открыт для посетителей.
Часовня во имя Св.Одигитрии,погост Пошивкино (Современная постройка)
3. Деревня Карево, где в 1839-м году родился и провел детство композитор. Деревянный дом утрачен, проведена музеефикация фундамента. В 1989-м году на холме в Карево установлен памятник М.П.Мусоргского. Карево расположено в двух километрах от музея.
Театрализованная программа для детей:
«Расскажи мне нянюшка». Она рассчитана на самых маленьких посетителей музея, детей до 12 лет.
В представлении музыкальный материал (вокальный цикл «Детская» и фортепианный цикл «Картинки с выставки») познается зрителями через переживания, связанные со зрительным восприятием кукольного спектакля; через пояснения и рассказ экскурсовода; с помощью участия самих школьников в спектакле; через изготовление детьми сувениров в виде памятной закладки.
В спектакле используются куклы: Баба Яга, Гном, Мальчик, они являются персонажами музыкальных пьес Мусоргского. Два сотрудника музея изображают Няню, Маму-курицу и Автора.
«Быт, традиции, обряды крестьян псковской губернии XIX века» (проводится в здании «Людской»)
Интерактивная программа: «Рождественские встречи в музее М.П. Мусоргского»
В имениях помещиков Мусоргских и Чириковых уже существовала традиция встречи Рождества. В большом зале наряжали огромную красавицу-ель, готовили на всех подарки, накрывали праздничный стол, а заканчивали день катанием на лошадях, запряженных в сани. Исходя из существующей традиции, уместно было возродить в стенах музея этот прекрасный праздник.
Посетителям предлагается побывать в старинной барской усадьбе, стать участниками сказочного действа у рождественской елки в Белом зале, исполнив роли лесных жителей, ознакомиться с экспозицией, посмотреть новые выставки, т.е. получить удовольствие от общения и с пользой для себя провести свободное время.
Интерактивная программа:
«МАСЛЕНИЧНЫЙ БАЛАГАН»
Театрализованное представление участников фольклорного коллектива «Сударушки» приглашает посетителей побывать на посиделках масленичной недели, отведать блинов со сметаной и вареньем, посмотреть выступление артистов «Масленичного балагана», погреться у костра, где сжигают чучело Масленицы и стать участниками конкурсной программы.
Карта проезда: