Одесский государственный литературный музей

Одесский государственный литературный музейАдрес: ул. Ланжероновская 2, г. Одесса, Одесская обл., Украина, 65000
Телефон: +38 (048) 722-33-70
Факс: +38 (048) 731-46-85
Сайт: http://museum-literature.odessa.ua/
E-mail: [email protected]
Часы работы: С 10.00 до 17.00
В зимнее время: с 10.00 – до 16.00
Сад скульптур работает без выходных с 10:00 до 20:00

Литературная Одесса — это не только имена писателей, биографически или творчески связанные с городом, но и художественный образ, обогативший мировую культуру.
По прошествии двух с лишним веков с момента основания Одессы, можно утверждать: история этого города существует дважды — в реальности, и в литературе.
Отражением этой особенности города, своеобразным зеркалом Одессы является Одесский литературный музей.

Одесский литературный музей — один из крупнейших литературных музеев мира. Основан в 1977 году. Открыт в 1984 году. Главный создатель оформления экспозиции — крупнейший украинский дизайнер, лауреат премии им. Т. Г. Шевченко, художник А. В. Гайдамака. Основатель и первый директор музея — Н. А. Брыгин.
Здание, в котором расположен Одесский Литературный музей, было построено в середине XIX века по проекту архитектора Людвига Отона. Дворец принадлежал представителю высших кругов русской аристократии, одному из первых граждан Одессы князю Дмитрию Ивановичу Гагарину и его жене Софье Петровне. Интерьеры дворца поражают неожиданным сочетанием стилей, — классицизм, барокко, ампир, характерным для юга Российской империи середины прошлого века и названным "вольной южной эклектикой".
Одесский Литературный музей — это одновременно и музей истории книги, и, отчасти, мемориальный музей, где представлены личные вещи писателей, но в то же время — музей истории литературы и культуры города.
Экспозиция музея — система символов и знаков, в которую вписаны реальные документы времени: книги, рукописи, газеты, журналы, фотографии, личные вещи писателей, предметы эпохи. Дизайн музея сочетает яркое художественное решение с четким литературно-историческим наполнением.
Музей представляет более трехсот писательских имен, чьи судьбы и творчество были связаны с Одессой— от И. П. Котляревского, А. С. Пушкина, А. Мицкевича до Г. Белля, Ж. Сименона, Б. Л. Пастернака. Наряду с великими создателями литературы— Н. В. Гоголем, Л. Н. Толстым, М. М. Коцюбинским, Лесей Украинкой, Шолом-Алейхемом, А. П. Чеховым, И. А. Буниным, И. Я. Франко, А. А. Ахматовой, И. Э. Бабелем, И. А. Ильфом, Е. П. Петровым, В. П. Катаевым, М. Г. Кулишом, представлены многочисленные авторы так называемого «второго ряда», сыгравшие немаловажную роль в становлении отечественной культуры.
Двадцать залов музея, расположенных анфиладой на двух этажах дворца, в хронологической последовательности повествует об истории литературной Одессы. Образ каждого зала передает атмосферу жизни города в определенном отрезке времени, раскрывает тайны, легенды и реальность «жемчужины у моря».
Сегодня Одесский Литературный музей — «визитная карточка» города, крупнейший научно-исследовательский, издательский и культурный центр. Помимо постоянно действующей экспозиции, музей известен своими литературными и художественными выставками, концертами классической музыки, презентациями книг, конференциями, культурологическими акциями. Парадный Золотой зал музея, с его блистательным интерьером и великолепной акустикой, считается лучшим камерным концертным залом Одессы.
К зданию музея примыкает дворик в итальянском стиле, продолжающий давнюю традицию одесских дворов, с их уютом и своеобразием. Украшенный клумбами и фонтаном в центре, двор населен оригинальными скульптурами. С 1995 года в нем начал создаваться Сад скульптур, — экспозиция под открытым небом, уникальный культурный объект, не имеющий аналогов.
Сад скульптур насчитывает ныне тринадцать юмористических скульптурных композиций, посвященных писателям, литературным героям и знаковым персонажам городского фольклора работы современных скульпторов: «Герой одесских анекдотов Рабинович», «Антилопа Гну», «Памятник грядущему гению», «Сашка-музыкант», «Джинсовый Дюк», «Зеленый фургон», «Одесса-мама», «Одессит Миша», «Шаланды, полные кефали», «Памятник неизвестному читателю», Памятник И. Ильфу и Е. Петрову, Памятник Н. В. Гоголю «Птица-тройка», памятник Константину Паустовскому «Время больших ожиданий».
Здесь же выставлены памятники древней скульптуры Северного Причерноморья — половецкие и скифские бабы (из фондов Археологического музея).
Год за годом Сад скульптур превращается в экспозицию современной скульптуры. Шутка и ирония в бронзе и мраморе стала наглядным учебником разнообразных пластических решений: над изваяниями работали скульпторы разных художественных направлений, — как традиционных, так и совершенно нестандартных.
Вся экспозиция в целом передает уникальный облик стоящей на древней земле, но неизменно юной Одессы.
Автор проекта «Сад скульптур» — Леонид Липтуга.
В структуру Одесского Литературного музея входят четыре филиала:
— литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина;
— мемориальный музей К. Г. Паустовского;
— мемориальный музей С. И. Олейника;
— мемориальный музей Христо Ботева.

Экспозиция.
Двадцать залов музея, расположенные анфиладой на двух этажах дворца, в хронологической последовательности повествуют об истории литературной Одессы. Образ каждого зала передает атмосферу жизни города в определенном отрезке времени, раскрывает тайны, легенды и реальность "жемчужины у моря".
Экспозиция музея — система символов и знаков, в которую вписаны реальные документы времени: книги, рукописи, газеты, журналы, фотографии, личные вещи писателей, предметы эпохи.
Дизайн экспозиции сочетает яркое художественное решение с четким литературно-историческим наполнением. Музей представляет более трехсот писательских имен, чьи судьбы и творчество были связаны с Одессой.

Золотой зал.
Парадный, главный зал дворца князей Гагариных пышно украшен лепниной и позолотой. В ХIХ веке здесь давались балы, в начале ХХ века проходили заседания Литературно-Артистического общества (1899-1904 гг). Здесь звучали голоса писателей Ивана Бунина, Александра Куприна, «короля фельетона» Власа Дорошевича, молодых журналистов Владимира Жаботинского, Корнея Чуковского, знаменитой актрисы Марии Заньковецкой и многих других. Зал посвящен деятельности Лит-Арт общества, а также истории театральной жизни города. Сегодня это один из самых популярных концертных залов Одессы. Здесь проходят выступления писателей и поэтов, литературные вечера, концерты, презентации книг.

Зал фольклора.
Повествует о первых днях литературной Одессы. В витринах, имитирующих окна новорожденного города и заставляющих вспомнить о «южном окне в Европу», каким явилась Одесса, – сборники местного фольклора на разных языках, самые ранние книги, написанные либо в городе, либо о нем. Первая народная песня, сложенная украинским чумаком, первая книга, написанная французским негоциантом Шарлем Сикаром, первое стихотворение, созданное русским поэтом, скрывающимся за инициалами П. Ф. Б., а также прочие экспонаты зала передают многонациональный, разносторонний, вольный характер юного торгового города.

Пушкинский зал.
Образ зала воссоздает атмосферу аристократического литературного салона, соответствующую «золотому веку» русской литературы и «золотому веку Одессы».
В «салоне» собрались властители дум поколения: поэты Константин Батюшков, Николай Гнедич, Василий Жуковский, поэты-декабристы. К ним присоединился великий польский поэт Адам Мицкевич, отбывавший ссылку в Одессе. Главный экспонент зала — еще один ссыльный, Александр Сергеевич Пушкин, проведший в Одессе 13 месяцев и выдавший одесской главой «Евгения Онегина» городу «грамоту на бессмертие».

Первая виноградная.
Зал поименован в соответствии с архитектурным дизайном. Его стены украшены лепниной в форме виноградной лозы. Посвящен периоду 1830-х- 1840-х годов, времени появления крупных и малых прозаических произведений об Одессе. Образ зала – «книжная лавка» – подчеркивает демократизацию литературы, становящейся достоянием более широких и менее привилегированных слоев общества.
Центральным, «несущим» символом зала стал книжный шкаф в форме креста, с двух сторон которого – экспозиционные комплексы Виссариона Белинского и Николая Гоголя, передающие явную и тайную стороны литературного труда. Среди авторов представлены первые романисты, писавшие об Одессе – Яков Полонский и Осип Рабинович, «русская Жорж Санд» Ган-Фадеева, Лев Пушкин, Петр Вяземский, а также деятельность Одесского общества истории и древностей.

Вторая виноградная.
Посвящен литературе 1850-х – 1860-х годов. Рассказывает о событиях Крымской войны (1853-1856 гг.) и связанным с ней приездом Л. Н. Толстого, а также о пребывании в Одессе А. К. Толстого, И. С. Аксакова.
Послевоенный период представлен персоналиями великого хирурга Н. И. Пирогова, венцом деятельности которого стало создание Новороссийского университета, и писателей «петрашевцев». «Центром тяжести» зала является книжный шкаф с «запрещенной литературой», которая, как и газета Герцена и Огарева «Колокол», проникала в Российскую империю через Одесский порт.

«Каминный» зал.
Последняя треть ХIХ века характеризуется становлением национальных литератур народов Российской империи. Классики и основоположники современной армянской, литовской, украинской, идишистской поэзии и прозы – Аветик Исаакян, Андрей Пумпур, И. Нечуй-Левицкий, С. Руданский, Менделе Мойхер-Сфорим, Шолом Алейхем отделены друг от друга гранями рамок, но объединены синтетическим характером отечественной культуры. Открывает экспозицию зала В. Г. Короленко, писатель, носивший высокое звание –«совесть земли русской». Здесь же и первый классик, выросший в Одессе и описавший ее, — Н. Г. Гарин-Михайловский.

Зал журналистики.
Выражает динамику рубежа веков, ритм нового, ХХ столетия. Стены «кричат» названиями газет, на их фоне – насыщенная, разнообразная одесская периодика и ее знаменитые создатели – А. М. Дерибас, К. И. Чуковский, «король фельетона» и первый автор мифа об одесском характере В. М. Дорошевич..

«Охотничья» комната.
Под линзой на круглом столе из квартиры художника Е. Буковецкого, где подолгу гостил И. А. Бунин, сосредоточены прижизненные издания и фотографии первого в русской литературе лауреата Нобелевской премии, а также А. П. Чехова и А. И. Куприна, чьи судьбы пересекались в Одессе в конце ХIХ – начале ХХ веков. Отдельные экспозиционные комплексы посвящены каждому из классиков, а также менее известному писателю А. М. Федорову, открытый дом которого был местом частых встреч выдающихся деятелей литературы и культуры этого периода.

Зал 100-летия Одессы и революции 1905 г.
Под линзой на круглом столе из квартиры художника Е. Буковецкого, где подолгу гостил И. А. Бунин, сосредоточены прижизненные издания и фотографии первого в русской литературе лауреата Нобелевской премии, а также А. П. Чехова и А. И. Куприна, чьи судьбы пересекались в Одессе в конце ХIХ – начале ХХ веков. Отдельные экспозиционные комплексы посвящены каждому из классиков, а также менее известному писателю А. М. Федорову, открытый дом которого был местом частых встреч выдающихся деятелей литературы и культуры этого периода.

Зал литературы «Серебряного века».
Решен в стиле арт-нуво. Выражает прямое и косвенное участие города в расцвете новых течений в отечественной поэзии и прозе. Экспозиционные комплексы отражают приезды принцев «серебряного века» — Л. Андреева, К. Бальмонта, Н. Гумилева, и его великих хулиганов – В. Каменского, Д. Бурлюка, В. Маяковского. Экспозиционный комплекс А. Ахматовой напоминает, что одна из величайших поэтесс ХХ столетия родилась в Одессе и была крещена в одесском Преображенном соборе.

Зал Одесской литературной школы.
Становление школы пришлось на период революций и Гражданской войны. Экспозиция зала символизируют площадь с афишной тумбой в центре. На тумбе и в витринах указы и декреты сменявших друг друга властей.
Основные персоналии зала – «король метафоры» Ю. К. Олеша, поэт-романтик Э. Г. Багрицкий, мастер «эффекта присутствия», писатель, умевший остановить время, В. П. Катаев.

Зал Первого съезда советских писателей.
Выражает основные тенденции сталинской политики в литературе, поглощение литературных организаций и кружков 1920-х годов («ЮгоЛЕФ», «Потоки Октября», «Гарт», «Плуг») мейнстримом, единообразием и ранжиром социалистического реализма. Одесская литература середины 1920-х-1930-х гг. представлена именами С. Кирсанова, С. Бондарина, Т. Тэсс, С. Олейника, Н. Лурье, А. Батрова.

Зал приездов.
Решен в стиле вагона поезда, поскольку посвящен авторам, приезжавшим в Одессу, в основном, в творческие командировки. Среди писателей, посещавших Одессу в 1920-х – 1930-х годах – П. Тычина, Остап Вишня, Б. Пильняк, Б. Лавренев, И. Уткин, М. Светлов, Муса Джалиль, М. Рыльский.

Зал театра и кино.
Повествует о «Голливуде на берегу Черного моря». Так называли Одесскую кинофабрику ВУФКУ.
Отражена работа на кинофабрике Ю. Яновского, М. Бажана, начало творческого пути отца украинского поэтического кинематографа А. Довженко. Театральная часть экспозиции представлена, помимо прочих материалов, судьбами трех драматургов – М. Кулиша, И. Микитенко, А. Корнейчука, сыгравших разные, диаметрально противоположные роли в судьбе украинской культуры советского периода.

Зал гражданской войны в Испании.
Тревожная экспозиция зала, поддержанная траурным красно-черным сочетанием цвета, фотоколлаж из произведений великих мастеров испанской живописи передает трагическую атмосферу предвоенной Европы и попытки писателей предотвратить грядущую мировую войну.

«Есть город, который я вижу во сне».
Зал, итожащий предвоенную литературу и перебрасывающий мостик к послевоенным книгам.
Витрины зала – иллюминаторы корабля. С кораблями, въезжающими на улицы, часто сравнивают одесские дома и дворцы. На фоне титульных одесских пейзажей – те же авторы, которых посетитель музея встречал на протяжении экспозиции ХХ века, но уже маститые, постаревшие. Идея зала: Одесса – город, живущий одновременно в реальности и в литературе.

Залы литературы Великой Отечественной войны.
В трех залах, наполненных военной символикой, отражающих героическую оборону, оккупацию и освобождение Одессы – писатели, военные корреспонденты, писатели-солдаты, принимавшие участие в этих событиях – К. Симонов, К. Паустовский, Г. Поженян, Г. Карев, члены Одесского отделения союза писателей – участники Великой Отечественной войны.

Экскурсии.
I. ОБЗОРНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО ЭКСПОЗИЦИИ
•«Путешествие по литературной Одессе»
•«Литературная Одесса XIX века»
•«Литературная Одесса XX века»
•«Легенды и мифы литературной Одессы»
•«Экскурсия по залам Дворца князя Гагарина»
•«Одеська україністика»
II. САД СКУЛЬПТУР: литературные герои и анекдоты в бронзе
III. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ (по предварительным заявкам)
История литературной Одессы 1-ой половины XIX века
• Основание Одессы. Одесса первых десятилетий XIX века.
• Правление герцога Ришелье и его роль в развитии Одессы.
• Поэты пушкинской поры в Одессе: К. Батюшков, В. Туманский, Н. Гнедич, В. Жуковский.
• А.С. Пушкин в Одессе.
• А. Мицкевич. Творчество и окружение одесского периода.
• Одесса при М. С. Воронцове. Литература, журналистика, театр (В. Тепляков, А. Зонтаг, А. Левшин, Н. Надеждин, Я. Полонский, Н. Щербина).
• Н.В.Гоголь в Одессе.
Литературная и культурная жизнь Одессы 2-ой половины XIX века.
• Одесса середины XIX века. Культурная и общественная ситуация (Крымская война, деятельность И. Пирогова. Корреспонденты "Колокола" в Одессе).
• В.Г.Короленко в Одессе.
• Украинские литераторы в Одессе (П. Нищинский, С. Руданский, Днепрова Чайка, И. Нечуй-Левицкий). /Обзор/
• Еврейские литераторы в Одессе (Шолом-Алейхем, Мендель Мойхер Сфорим, Хаим-Нахман Бялик). /Обзор/
• К.И.Чуковский и Одесса.
• А.П.Чехов и Одесса.
• А.И.Куприн и Одесса.
• И.А.Бунин и Одесса.
• Деятель украинской культуры М.Ф. Комаров и его окружение в Одессе.
• Украинские литераторы в Одессе.
• Корифеи украинского театра в Одессе.
• Леся Украинка и Одесса.
• Михаил Коцюбинский и Одесса.
• Иван Франко и Одесса.
• Одесса в жизни и творчестве М. Горького.
Литературная жизнь Одессы 1-ой половины XX века.
• Одесса начала XX века. Культурная жизнь. Поэты серебряного века и Одесса. Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Игорь Северянин, Леонид Андреев, Саша Черный в Одессе. /Обзор/
• "Это было, было в Одессе". В. В. Маяковский и футуристы.
• Литературная Одесса 20-х годов ХХ века /обзорная/.
• Литературная жизнь Одессы периода гражданской войны (1918-1920 гг).
• Книгоиздательство "Омфалос" в Одессе (1916 — 1920 гг).
• М. Жук — художник, писатель, поэт.
• И.Э. Бабель и Одесса.
• Э.Г. Багрицкий и Одесса.
• В.П. Катаев и Одесса.
• Ю.К. Олеша и Одесса.
• И. Ильф и Е. Петров и Одесса.
• К.Г. Паустовский и Одесса.
• Расстрелянное возрождение: судьбы украинской культуры и литературы 1920-30-х годов (М. Кулиш, Л. Курбас, И. Микитенко). /Обзор/
• Юрий Яновский, Микола Бажан и А. Довженко на Одесской киностудии.
• Микола Кулиш и театр "Березіль" в Одессе.
• Великая Отечественная война и одесская тема в литературе (оборона Одессы, жизнь в оккупации, освобождение). /Обзор/
• "Четыре дня и вся жизнь". Константин Симонов.
Литературная жизнь Одессы 2-ой половины ХХ века
• Современная литературная Одесса. Творчество М. Жванецкого, А. Львова. Журналистика /обзор/.
• "Это было, было в Одессе". В. В. Маяковский и футуристы.
• "Который раз лечу "Москва-Одесса" (В. Высоцкий).
• А. Галич. Воспоминания об Одессе.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 28, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.