Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина

Николаевский областной художественный музей им. В.В. ВерещагинаАдрес: ул. Большая Морская 47, г. Николаев, Николаевская обл., Украина, 54000
Телефон: +38 (0512) 37-23-67
Факс: +38 (0512) 37-23-53
Сайт: http://vereschagin.com.ua/

Широко известен город корабелов Николаев. Не оставаясь в стороне от новейших условий времени и отстраивая новое независимое государство, николаевцы хранят свои исторические и культурные традиции.
Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина стал одним из признанных в городе центров культуры и эстетичного воспитания. В настоящее время коллекция музея насчитывает около десяти тысяч экспонатов, которые представляют собой своеобразную художественную летопись Украины и многих других стран.

Музей расположен в одном из лучших зданий города (ул. Большая Морская, 47), которое является памятником архитектуры второй половины ХІХ ст.
Музей был основан в 1914 году как памятник известному русскому художнику-баталисту. Его основателями были члены местного общества любителей изобразительных искусств. Большую помощь обществу в этом деле оказал И.Е. Репин, который высоко ценил творчество В.В.Верещагина и считал увенчание памяти художника долгом и делом чести всех соотечественников и современников.
Первая коллекция музея была расположена в бывшем здании гауптвахты военного ведомства и включала произведения, которые были переданы Академией художеств, Русским музеем Александра ІІІ в Петербурге, а также личные вещи, которые были переданы вдовой В.В.Верещагина – Лидией Васильевной. После Октябрьской социалистической революции собрания пополнялось произведениями из национализированных частных коллекций, картинами Р.Г. Судковского, переданными в 1924 году из Очакова братом художника, произведениями советских мастеров, которые поступили из Всеукраинского комитета по делам искусств. В канун Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. коллекция насчитывала около тысячи произведений. Но в годы временной фашистской оккупации музей был варварски ограблен.
Восстановление началось сразу после изгнания фашистов из города. В 1945 году музей возобновил свою работу в небольшой старинной усадьбе. Были найдены некоторые произведения В.В.Верещагина, его личные вещи, работы И.К. Айвазовского, Р.Г. Судковского, М.М. Антокольского и других художников. Большую помощь в формировании послевоенной коллекции оказали Киевский музей русского искусства, Киевский музей западного и восточного искусства (в настоящее время — Музей искусств им. Богдана и Веры Ханенко), Одесский художественный музей. На протяжении 1970-1980 гг. собрания музея регулярно пополнялось за счет поступлений из дирекции художественных выставок Министерства культуры СССР, УССР, Союза художников СССР, УССР и других организаций, а также из частных коллекций.
В 1986 году музей отпраздновал новоселье в новом просторном здании. В его залах на втором этаже развернулась экспозиция отечественного искусства, которая включает произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, графики. На третьем этаже в отдельном зале музея экспонируются произведения западноевропейского искусства.

Экспозиции:

В первом зале экспонируются произведения иконописи XVII-XІX веков и работы украинских портретистов XVIII века.
Представленные иконописные произведения выполнены художниками, начиная с XVII века, когда в искусстве проявляются тенденции реализма и свободная трактовка религиозных сюжетов.
Широкое распространение в иконописи приобрели образы Богоматери и младенца Христа. Но в каждом из представленных в зале произведений ("Богоматерь Владимирская", "Богоматерь Одигитрия Смоленская", "Богоматерь Владимирская" — XVII ст.) художник в первую очередь пытается передать вечное чувство материнской любви — нежной и самоотверженной. Икона "Митрополиты Петр, Алексий и мученик Иоанн" (XVII ст.) отличается подчеркнутой монументальностью, величием и спокойствием поз, суровым выражением ликов святых. Симметричная композиция, простой, но сильный ритм изображения придают произведению больше выразительности. В зале экспонируются две иконы из распространенной в живописи XVII — начала XVIII веков композиции так называемого "деисусного чина" (с греческого “deісiс” — молит): "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", в образах, которых прослеживаются человеческие переживания. Последующее развитие этой композиции видим в многофигурной иконе "Деисус". В экспозиции есть иконы так называемого "праздничного" чина, такие, как "Богоявление", "Вход в Иерусалим", "Вознесение господнее", "Воскресенье Христово", "Сошествие в ад". Здесь в библейские сюжеты и образы святых мастера сумели внести картины из жизни, отразить внутреннее состояние личности. Яркой особенностью украинского и российского искусства XVII – начала XVIII века было появление портрета ("парсуны"), который еще хранит иконописную манеру изображения. Но, например, в "Портрете Богдана Хмельницкого" сквозь нее уже просматриваются индивидуальные черты национального героя. Тоже можно сказать и о портрете Наталии Розумовской — матери Алексея и Кирилла Розумовских.

Экспозиция второго зала знакомит с развитием украинского и русского искусства XVIII — первой половины XIX веков.
XVIII век — время больших изменений в России — затрагивающих политику, экономику и культуру. Изобразительное искусство приобретает новый, светский характер, обращая свое внимание на человека. В портрете художники стараются передать не только внешность, но и особенности характера, подчеркивают социальное положение. В развитии портрета выделяются две линии: парадный портрет и камерный. Оба представлены в экспозиции. В традициях парадного портрета выполнен "Портрет Елизаветы Петровны" неизвестного художника. Автор с особой тщательностью подчеркивает богатство одежды и украшений. Более камерный характер носит "Женский портрет", написанный неизвестным мастером в 1740-х годах. Художник сосредоточивает внимание на лице женщины: поражают ее глаза, блестящие и выразительные. Во второй половине XVIII века в изобразительном искусстве утверждаются черты гуманизма с его высоким представлением о человеческой личности. Эти черты воплотились в творчестве прекрасного мастера портрета этого времени Ф.С.Рокотова, в произведениях которого получают развитие реалистичные поиски, желание раскрыть внутренний мир человека. Блестящим портретистом второй половины XVIII — начала XIX века был В.Л. Боровиковский. "Портрет ребенка с яблоками" (1777) — одна из ранних его работ. Но в ней уже чувствуется рука талантливого мастера, которому удалось утонченно подчеркнуть оживленное выражение лица ребенка, передать фактуру ткани детской одежды, проявить мастерство в передаче перспективы.
Следующий раздел зала отведен произведениям мастеров первой половины XIX века. Русская художественная культура развивалась под влиянием времени, отмеченного буржуазно-демократическим движением. События Отечественной войны 1812 года, восстание декабристов (1825), сопротивление жестокой николаевской реакции отразились и на формировании мировоззрения российской передовой интеллигенции, в том числе и художников. Для живописи этого периода характерны демократические тенденции. Яркого развития достигает портрет, в котором нашел отражение новый тип человека. В экспозиции представлены работы В.А. Тропинина — одного из самых выдающихся российских портретистов. "Портрет Протасьева" и "Мужской портрет" написаны художником в 1830-е годы, в период расцвета творчества мастера. В них он создал образы людей незаурядных, которые ценят свободу и независимость. Эти работы поражают правдивостью и душевностью, простотой композиции и сдержанностью колористического решения. Первые четыре десятилетия XIX века — время расцвета миниатюрного акварельного портрета. Родоначальником его является П.Ф.Соколов, представленный в экспозиции поэтическим, преисполненным очарования "Портретом Е.Г.Чертковой" (1826) и "Портретом мальчика" (1831). Прекрасным мастером миниатюры был ученик А.Г.Венецианова Е.Ф.Крендовский. Мужской и женский портреты, которые принадлежат его кисти, написаны непринужденно и тонко. В пейзажной живописи первой половины XIX века сохраняются традиции видового пейзажа с его возвышенностью и романтической эмоциональностью. Характерным в этом отношении является полотно В.К.Шульмана "Лунная ночь в Сорренто" (1848). Здесь все побуждает к романтическим переживаниям: и загадочный замок, что возвышается на обрывистой скале, и силуэты кораблей, и лодок, и яркое сияние луны, и эффектная серебристая дорожка на воде. К.П. Брюллов занимает в искусстве первой половины XIX века особое место. В произведениях мастера традиции классицизма, с его идеалом гражданственности и совершенной красоты человека, вступают в сложное сочетание с элементами прогрессивного романтизма. Искусство К.П.Брюллова отмечено утверждением ярких и сильных эмоций, страстных порывов и драматических столкновений. Многие ученики выдающегося художника активно проводили в жизнь достижения своего учителя. В экспозиции представленная картина неизвестного художника "Купальщица", в которой отобразились традиции школы Брюллова. Значительным явлением в российской культуре первой половины XIX века было творчество А.Г.Венецианова и его последователей, которые содействовали развитию национального реалистичного искусства. Наиболее распространенным жанром, к которому обращаются венециановцы, был своеобразный тип картин, который объединял в себе портрет, интерьер, а иногда и бытовую живопись. В работе "Интерьер чулана в барском доме" неизвестный художник непосредственно и поэтично изобразил сцену из быта крестьян. Образная характеристика в подобных произведениях прекрасно дополняется интерьером, который дает возможность больше узнать об изображенном человеке. Именно так решен представленный в зале "Портрет генерала И.К.Арнольди" (1847), написанный Е.Ф.Крендовским, верным последователем традиций А.Г. Венецианова. С.К.Зарянко — также является одним из талантливейших представителей венециановской школы — достиг значительных успехов в портретной живописи.

Третий зал познакомит с произведениями художников 1860-х годов и передвижников.

Центральным в музее является зал В.В.Верещагина, который имеет художественно-мемориальный характер.
В нем экспонируются произведения выдающегося российского художника-баталиста второй половины ХІХ века, а также его личные вещи. В.В. Верещагин отразил в своих работах многие противоречия современной ему действительности. Будучи участником нескольких войн, он показал их во всем многообразии, при этом подчеркивал безмерные страдания, которые приносит людям война, с большой любовью описывал стойкость и мужество простого солдата. Большое по размеру полотно «Орлы» («Забытый солдат») написано Верещагиным в 1885 году, принадлежит к индийской серии работ художника и посвящено событиям колонизации Индии английскими завоевателями. Путешествуя по Индии в 1874-1876, Верещагин создал этюды, собрал этнографический материал. По возвращении в Европу, художник создает индийскую серию, которая впервые была экспонируема на выставке работ Верещагина в Лондоне, в 1887 г. На полотне художник изображает убитого забытого в горах английского пехотинца, который лежит на едва заметной тропинке, его винтовка отброшена в сторону, она больше никогда ему не понадобится. Товарищи не похоронили умершего – в суматохе битвы они не заметили его гибели. Яркое голубое небо занимает 3/4 полотна. Небо, горы – символ вечности, свободы, жизни. Художник противопоставляет вечность бессмысленной гибели человека. К индийской серии работ относятся также два реалистичных пейзажа «В Индии. Снега Гималаев», «Снега Гималаев. В наивысшем узле горы. В Сиккими», которые были созданы в конце 70-х-нач. 80-х годов. Мотивы величественной нетронутой природы привлекают живописным мастерством. На фоне безоблачного синего неба четко вырисовываются покрытые снегом вершины Гималаев.
Во время путешествия на Кубу и Филлипинские острова в 1901-1902 годах, где еще остались следы испано-американской войны 1898 года, автор создал несколько работ на эту тему. Среди них особенно известна серия "Письмо к матери" (1901), три картины из которой принадлежат музею. Основное внимание в них художник уделяет глубоко трагическому образу американского солдата, который, умирая, так и не успел, продиктовать письмо к матери. События испано-американской войны отображены также и в картине "Допрос перебежчика" (1901). В экспозиции зала представлены эскизы, этюды, рисунки художника, выполненные в разные годы. Написанные уверенной рукой большого мастера, они точно и всесторонне передают характер местности, особенности быта разных народов, архитектуры. Творчество В.В. Верещагина, которое демонстрирует ужасы войны, остается актуальным и в наши дни, когда борьба за мир стала самой актуальной проблемой для всех народов. Отдельно в экспозицию включено полотно, которое принадлежит к балканской серии — "В турецкой покойной. Покойницкая турецкого лазарета в кампанию 1877-1878 гг. (Турецкий госпиталь в Плевно)".

Четвертый зал предлагает зрителям познакомиться с произведениями художников-академистов.
Академия художеств, открытая в Петербурге в 1757 году, на протяжении длительного времени была центром художественной жизни России и способствовала распространению принципов классицизма. В XIX веке академическая живопись, пройдя определенную эволюцию и испытав влияние романтизма, превратилась в салонное искусство. Но при этом работы академистов отличаются высоким профессиональным мастерством.
Основным жанром академического искусства был исторический, в котором нашли отображение темы из истории Древней Греции и Рима, мифологические сюжеты, библейские мотивы. В связи с подъемом патриотических идей, в российской культуре первой трети XIX ст., в академическом искусстве возникает интерес к национальной истории, который сохраняется на протяжении всего XIX века. Но в отличие от художников реалистичного направления академисты не раскрывают глубокое содержание исторических событий. Условно-иллюстративный характер носит решение этих тем в экспонируемых работах Г.С.Седова "Иван Грозный и Малюта Скуратов" (1870), Б.П.Виллевальде "Охотники Ширванского полка" (1870), П.М.Шамшина "Въезд Ивана IV в Казань" (1894), С.Т.Шелкового "Арест митрополита Филиппа" (1910).
В полотне "Баловник" (1893), кисти Г.И.Семирадского, бытовой сюжет, взятый из жизни древних римлян, разворачивается на фоне роскошной южной природы. Художник удачно передает естественное освещение и игру теней. В портретах академистов за внешним увлечением разнообразными аксессуарами теряется человек и его характер. Типичен в этом отношении экспонируемый в зале "Портрет государственного канцлера А.М.Горчакова (1875) Н.Т.Богацкого. Представления об академической пейзажной живописи дают "Крымский пейзаж" (1879) Л.Х.Фрикке, "Аллея пиний" Л.Ф.Лагорио, "Горный пейзаж" (1905) И.А.Вельца и “Летний пейзаж с коровами” М.К.Клодта. Их объединяет высокое профессиональное мастерство, притяжение авторов к мелкой детализации и внешней гармонии.

Отдельной экспозицией представлено искусство западноевропейских художников XVII — начала XX веков.

Проезд:
любым маршрутным транспортом в район ул. Большая Морская.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 21, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.