Малыш & мультик. Друзья или враги?

Малыш & мультик. Друзья или враги?Адрес:

Как был прав Кот Матроскин, заявив под гитарный перебор: "Телеви-и-изор нам природу замени-и-ил…" Жизнь современной ребятни невозможно представить без ежедневного погружения в мультсериалы и полнометражные шедевры анимации, герои которых становятся кумирами. Поэтому непонятно: мультфильмы — друзья или враги? То ли устраивать крохе ежедневный "катрусин кинозал", то ли оградить его от общения с голубым экраном?Давайте разбираться.

С одной стороны, каждый родитель знаком с тем неземным блаженством, когда маленький "вечный двигатель", ни на минуту не дающий покоя, вдруг паркуется перед телевизором и на полчаса-час погружается в хоровод мулытероев. С другой — никуда не деться от тревог за зрение и душевное равновесие маленького фаната анимации. Что и говорить, дилемма… И чтобы ее решить, стоит остановить битву родительского долга против родительского эгоизма, осознав, что проблема заключается не в мультфильмах, как таковых, а в том, что и как в них преподносится. Достаточно ознакомиться с оценками психологов, и окажется: анимация в большей степени — вселенское зло. Но без мультиков трудно представить современную жизнь, потому куда лучше разделить "зерна от плевел".

Почему родителей так тревожит телевизионный вопрос, ведь все в детстве обожали смотреть мультфильмы? Причина, скорее, в том, что для нас мультики были поистине неординарным событием: в выходной день, минут 15-20 мы с придыханием получали порцию восторга, даже если на экране показывали сплошное морализаторство в куклах. А сегодня малыш может в любое время и сколько угодно долго смотреть мультфильмы. Проблема заключается не в их количестве, а в качестве. Ведь целевая аудитория — дети — самые чувствительные создания. Просматривая мультфильмы, ребенок не просто воспринимает, а запоминает(!), и запоминает особенно ярких персонажей, в том числе и отрицательных.

Мультипликация — это искусство, в котором есть свои особенности. В мультфильмах возможно практически все — любые превращения, яркие спецэффекты, быстрая смена событий, в то же время мультики магически воздействуют на малыша, иногда… подменяя ему реальность. И если с мультиками у ребенка случится "перебор", реальный мир становится настолько скучным, что малышу могут быть неинтересны столь необходимые для развития прогулки, общение со сверстниками и занятия рисованием, лепкой, чтением, конструированием. А все почему? Потому что у малыша при просмотре мультика целей гораздо больше, чем у взрослого: развлечение; информация; яркая картинка; громкий звук; стать более популярным (нужно посмотреть, потому что друзья во дворе уже посмотрели). Причем эти цели не осознаются. Если вы спросите ребенка, зачем он смотрит какую-то передачу, он не сможет вразумительно ответить на этот вопрос. Дети еще не могут самостоятельно и осознанно выбирать телеменю. Они смотрят то, что им предлагают. Отсюда логичный вывод: тщательно выбирать фильмы для своего чада, опираясь на особенности детского восприятия:
Дети усваивают информацию намного эффективнее, чем взрослые. Во-первых, запоминают все гораздо быстрее, а во-вторых, непосредственно воспринимают ее (без внутренней критики). Просматривая фильмы, ребенок рисует себе картину мира, строит свою личность. А предоставить чаду "правильные" мультфильмы в силах мамы и папы.

Малыши всегда ассоциируют себя с главным героем произведения, будь то персонаж книги или мультфильма.

Телевизионный опыт погружает ребенка в мир эмоций и переживаний, но не дает свободы действия, а ведь опыт, основанный на своих пробах и ошибках гораздо ценнее, чем пример мультипликационных персонажей.

Сейчас среди малышей очень популярны развивающие, обучающие и интерактивные мультфильмы. Следует только отметить, что статус обучающих и развивающих у этих мультиков понятие весьма условное. Почему? Потому что популярные за рубежом и у нас Baby Einstein, Brainy Baby, отечественные "Профессор Карапуз" или фильмы Георгия Саакянца сами по себе не сделают ребенка умнее и смышленее. Это, скорее, подсказки для взрослых о том, какой ракурс выбрать в развитии малыша.

Обучающие фильмы ("Школа тетушки Совы", "Улица Сезам", "Ребятам о зверятах", "Клуб Микки-Мауса", Muzzy in Gondoland, Magiс English, "Английский с Хрюшей и Степашкой", "География для самых маленьких", "Read English — Читать раньше, чем ходить", серия "Гениальный ребенок") помимо познавательной пользы, дают малышу ощущение собственной значимости, потому что он сам смог освоить что-то неведомое и сложное!

Полезным дополнением и палочкой-выручалочкой оказываются интерактивные мультики ("Даша-следопыт", "Go, Diego, Go!", "Нихау, Кайлан!" (китайский аналог "Даши-следопыта"), в которых малышей просят быть не просто зрителями, но и принимать активное участие в происходящих на экране событиях — помогать, подсказывать, поддержать. В такой активной манере просмотра малыши узнают и начинают произносить первые слова, получают очень важную информацию об окружающем мире. Подыграйте ребенку, выполняйте вместе с ним просьбы мультгероев — и развитие малыша пойдет еще более быстрыми темпами.

Мультфильмы дают множество сюжетов для творчества. Можно нарисовать любимых героев, вылепить их из пластилина или сделать аппликацию, смастерить поделку из природного материала. Предложите малышу нарисовать героя иначе, чем в мультфильме, как он сам себе его представляет. Вот где непростая задача — отойти от привычного образа и создать что-то свое. А еще лучше, если вы тоже попытаетесь нарисовать своего Умку или Капитошку, а потом показать крохе. Рисуйте или лепите домики для мультгероев, мебель, одежду, еду, все, что малышу будет интересно. К примеру, просмотрев мультик "Рататуй", можно отыскать на карте Париж, сложить из кубиков слово "сыр", а сюжет "101 долматинца" поможет найти время для посещения выставки собак.

Пройдемся по полкам
Детские психологи советуют разделить мультфильмы по возрастам. Эта сортировка основывается как на интересах малыша (0-1 год — знакомство с окружающим миром; 2-3 года — истории о животных, сказки с простым сюжетом; 3-4 года — волшебство и отношения между героями; 5 лет — философские темы, борьба добра и зла; 6 лет — научно-популярные, юмористические), так и на сложности самой мультипликации.

0-1 ГОД. Мульфильмы из серии Baby Einstein, "Профессор Карапуз". Короткие серии с отсутствием четкого сюжета, но обилием классической музыки, обработанной для слухового восприятия грудничками. Тематические картинки сменяются плавно, а комментирует происходящее на экране приятный голос ребенка.

1-2 ГОДА. Рекомендуется смотреть мультфильмы, снятые по сюжетам уже известных малышу сказок: "Курочка Ряба", "Репка", "Колобок", "Теремок", "Умка", "Как Петя Пяточкин слоников считал", "Маша и Медведь". Сериалы о Лунтике, Принцессе Молли и эльфе Бене, свинке Пеппе.

2-3 ГОДА. Малышу будут понятны истории сериалов "Смешарики" и "Лунтик" — качественно прорисованные, с правильной речью, сообщающие крохе простые истины. Деткам понравятся такие шедевры анимации, как "Айболит", "Муха-Цокотуха", "Мойдодыр", "Крошка Енот", "Винни-Пух и все, все, все", "Тачки", "Король Лев", "Книга джунглей", "Дамбо", "101 долматинец", "Бемби", "Белоснежка и семь гномов".

3-5 ЛЕТ. Пополняем мультколлекцию новыми сказочными историями о жизненных ценностях: дружбе, любви, заботе о близких. Подойдут "Рики-Тики-Тави", "Балто", "В поисках Немо", "Золушка", "Карлсон, который живет на крыше". По мере взросления крохи можно предложить ему мультики с драматическим сюжетом — "Питер Пен", "Легенды ночной стражи", "Как приручить дракона", "Спящая красавица", "Русалочка", "Золотая антилопа", "Лис и охотничий Пес", "Леди и Бродяга", "Ледниковый период", "Мадагаскар".

5-7 ЛЕТ. Дошколенок будет в восторге от новых мультиков, преподающих азы наук ("Коля, Оля и Архимед", "Пишичитай", "Здравствуй, Атом"), знакомящих с мифами Древней Греции ("Аргонавты", "Персей") и веселящих ("Губка Боб квадратные штаны", "Гарфилд", "Приключения Капитана Врунгеля").

ПОСЛЕ 16 И СТАРШЕ. В последнее время появился ряд мультфильмов, которые создавались исключительно из коммерческого интереса — для привлечения в кинотеатры большего числа зрителей, как взрослых, так и детей. К примеру, "Шрек", "Рапунцель", "Сипмсоны", "Сауспарк" изобилуют пикантными сценами из "жизни взрослых" (страстные объятия, поцелуи).

{IF_XF_latitude}Карта проезда:

{/IF_XF_latitude}

Похожие публикации

(Всего просмотров: 13, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.