Адрес: ул. Ленина 104, г. Калуга, Калужская обл., Россия, 248600
Телефон: +7 (4842) 56-28-30
Сайт: http://artmuseum.kaluga.ru
E-mail: [email protected]
Часы работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца
Цены: Для взрослых — 60 р., для уч-ся средних специальных и высших учебных заведений, пенсионеров и инвалидов — 40 р., для детей от 7 до 16 лет — 30 р., для иностр. граждан — 90 р.
Бесплатно: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; солдаты, сержанты и старшины срочной службы; студенты художественных отделений высших учебных заведений; сотрудники государственных музеев России; последнее воскресенье каждого месяца – день бесплатного посещения для многодетных семей и лиц, не достигших восемнадцати лет; во время проведения международной акции «Ночь музеев» – с 17-00 со всех категорий посетителей
Калужский областной художественный музей – крупнейшее в Калужском крае художественное собрание. Он был открыт 12 июня 1918 г. в доме врача Н.И.Васильева (ныне — дом № 81 по ул. Дзержинской). Уроженец Калуги Никанор Иванович Васильев (1832–1917) завещал принадлежавшую ему художественную коллекцию родному городу. Произведения из частного собрания Н.Н. Васильева легли в основу коллекции Калужского художественного музея.
До 1924 г. Художественный музей существовал в качестве самостоятельной музейной единицы, в 1924 г., наряду с остальными калужскими музеями, вошел в состав так называемого Калужского Объединенного Музея, превратившись в отдел последнего.
С 1921 по 1935 гг. заведующим художественного музея, а затем отдела был Всеволод Николаевич Левандовский (1884–1935). Талантливый художник, выпускник Петербургской Академии художеств, он посвятил свою жизнь трудному делу сохранения художественных ценностей, организации работы в музее, охране памятников старины и искусства в Калуге и губернии. Спасенные им художественные ценности из усадеб Калужской губернии обогатили собрания Калужских областных краеведческого и художественного музеев. В 1926 г. при его участии при музее был организован Калужский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР), начали устраиваться регулярные выставки калужских художников, работала изостудия. В довоенные годы художественный отдел и музей был одним из центров культурной жизни Калуги.
Другим выдающимся руководителем музея был М.М. Днепровский, возглавлявший отдел, а затем музей с 1937 по 1960 гг. Он был первым в истории музея искусствоведом.
В 1939 г. художественный отдел был вновь преобразован в Калужский городской художественный музей и передан в систему Комитета по делам искусств.
Во время Великой Отечественной войны коллекции музея вывезти не удалось, значительное количество произведений из собрания было утрачено. Сотруднику музея Н.М.Маслову удалось сохранить часть музейной коллекции, спрятав ящики с бесценными произведениями искусства.
Осенью 1944 г. музей вновь открылся для посетителей. Фонды начали пополняться новыми экспонатами. С 1944 г. музей носит современное название: "Калужский областной художественный музей".
В 1969 г. музею было передано главное здание городской усадьбы Билибиных-Чистоклетовых, выдающийся памятник архитектуры начала XIX в., который отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. К настоящему времени музей занимает почти весь комплекс городской усадьбы.
С 1989 по 1997 г. в здании музея проводилась реставрация. 26 июня 1997 г. музей открыл для посетителей обновленную экспозицию.
Музей имеет филиалы: Тарусскую и Ульяновскую картинные галереи и является методическим центром для художественных галерей области.
Коллекции и экспозиции:
—Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
Древнерусское художественное наследие, представленное в Калужском областном художественном музее, включает произведения иконописи, деревянной культовой скульптуры и предметы прикладного искусства XVI – XIX вв. Музейное собрание древнерусского искусства, образованное вследствие поступлений из местных храмов и окрестных монастырей, имеет около двухсот икон и более пятидесяти образцов деревянной полихромной скульптуры. Количественно преобладают иконописные произведения XVIII – XIX вв., выполненные как в традиционной византийской манере, известной как «греческая», так и в новых европейских стилях. Это иконы, входившие в состав иконостасов, списки чудотворных икон, а также небольшие по размерам, с разнообразными сюжетами, принадлежавшие частным лицам. Многие памятники происхождением и бытованием исторически связаны с Калужским краем и его культурными центрами. Существует также древнерусский комплекс икон и скульптур столичного происхождения. Некоторые из них являются выдающимися памятниками русского искусства XVI – XVII вв.
Древнерусская пластика
Древнерусское художественное наследие, представленное в Калужском областном художественном музее, включает произведения иконописи, деревянной культовой скульптуры и предметы прикладного искусства XVI – XIX вв. Музейное собрание древнерусского искусства, образованное вследствие поступлений из местных храмов и окрестных монастырей, имеет около двухсот икон и более пятидесяти образцов деревянной полихромной скульптуры. Количественно преобладают иконописные произведения XVIII – XIX вв., выполненные как в традиционной византийской манере, известной как «греческая», так и в новых европейских стилях. Это иконы, входившие в состав иконостасов, списки чудотворных икон, а также небольшие по размерам, с разнообразными сюжетами, принадлежавшие частным лицам. Многие памятники происхождением и бытованием исторически связаны с Калужским краем и его культурными центрами. Существует также древнерусский комплекс икон и скульптур столичного происхождения. Некоторые из них являются выдающимися памятниками русского искусства XVI – XVII вв.
Древнерусское прикладное искусство
Древнерусское художественное наследие, представленное в Калужском областном художественном музее, включает произведения иконописи, деревянной культовой скульптуры и предметы прикладного искусства XVI – XIX вв. Музейное собрание древнерусского искусства, образованное вследствие поступлений из местных храмов и окрестных монастырей, имеет около двухсот икон и более пятидесяти образцов деревянной полихромной скульптуры. Количественно преобладают иконописные произведения XVIII – XIX вв., выполненные как в традиционной византийской манере, известной как «греческая», так и в новых европейских стилях. Это иконы, входившие в состав иконостасов, списки чудотворных икон, а также небольшие по размерам, с разнообразными сюжетами, принадлежавшие частным лицам. Многие памятники происхождением и бытованием исторически связаны с Калужским краем и его культурными центрами. Существует также древнерусский комплекс икон и скульптур столичного происхождения. Некоторые из них являются выдающимися памятниками русского искусства XVI – XVII вв.
—Живопись
Русская живопись XVIII-XIX веков
Русская живопись ХVIII в. представлена в музейном собрании, в основном, произведениями портретного жанра. Это произведения отечественных мастеров и иностранных художников, работавших в России, т.н. россика. Высокопрофессиональным образцом «россики» этого периода является комплекс портретов, поступивший в музейные фонды в 1920- е гг. из калужского имения Железники. Блестящие парадные портреты представителей известного в Армении и России рода Лазаревых принадлежат кисти знаменитого австрийского художника И.Б. Лампи Старшего (1751-1830). В тончайшей и изысканной технике пастели выполнены К.В. Барду (1770-е – не ранее 1842), немецким художником, долго жившим и работавшим в России, камерные портреты представителей известных в России армянских родов Лазаревых, Арапетовых, Деляновых, Сумбатовых. Созданные в 1810-е гг. пастельные портреты Барду по своей стилистике и типологии тесно связаны с ХVIII в.
Русская живопись XX века
Основные направления развития русского искусства в двадцатом столетии начали формироваться в конце XIX начале –XX вв. Изначально определилось искусство авангарда и традиционно реалистическое. Искусство русского авангарда в музейном собрании представлено работами Н.М. Григорьева, А.Ф. Пахомова, П.П. Кончаловского, А.А. Моргунова, И.С. Школьника, М.С. Сарьяна, А.В. Лентулова, А.А. Маневича. В своих картинах представители «левого» искусства, в разной степени, отказываются от традиционного фигуративно-предметного изображения; формальные поиски в духе супрематизма, абстракционизма, примитивизма, кубизма становятся основой их живописной интерпретации. Живопись при этом приобретает самодостаточность: ее звучанием и выразительностью определяется не только формальный строй изображения, но и содержание образа.
Западноевропейская живопись XVI-XIX веков
Западноевропейская коллекция калужского областного художественного музея была сформирована из иностранной части собрания Н.И.Васильева, поступлений из национализированных калужских дворянских имений, Государственного Эрмитажа и отдельных приобретений. Она включает работы художников Италии, Голландии, Фландрии, Франции, Германии и Бельгии XVI-XIX веков.
—Графика
Рисунки русских мастеров
Начало формирования коллекции оригинальной русской графики восходит к 1920-м гг., когда в музей поступили графические произведения из национализированных частных собраний, находившихся ранее в дворянских имениях. В состав коллекции вошли акварели К.Н. Филиппова и П.А. Нисевина из имения Барятино князей Горчаковых, ряд акварельных портретов членов семьи Деляновых из имения Железники Деляновых-Голицыных и многие другие произведения.
Рисунки западноевропейских мастеров
Основа коллекции западноевропейских рисунков восходит к 1920-м гг., когда в музей поступили графические произведения из частных собраний. Ядро коллекции составляют работы итальянских, французских, немецких и голландских мастеров XVI – XIX вв. из барятинской коллекции князей Горчаковых.
Русская гравюра
Калужский музей располагает произведениями, демонстрирующими все виды техники гравюры на металле (резец, офорт, пунктир, акватинта, черная манера, лавис, сухая игла), дереве (ксилография), линолиуме, а также литографией.
Собрание включает гравюры и литографии В.А. Боброва, И. И. Шишкина, В. В. Матэ, В. А. Серова, А.П.Остроумовой-Лебедевой, альбомы факсимильных репродукций рисунков Г. Г. Гагарина, где акварели художника были воспроизведены многокрасочной хромолитографией.
Западноевропейская гравюра
Западноевропейская гравюра занимает особое место в собрании Калужского областного художественного музея. Все листы из этой коллекции (за небольшим исключением) поступили в музей в 1919 году из имения Барятино Калужской губернии в составе частной художественной коллекции князей Горчаковых.
—Скульптура
Русская скульптура
В собрании Калужского областного художественного музея хранится около 200 произведений русской скульптуры. Отличительной особенностью музейной коллекции является наличие редких образцов деревянных полихромных фигур XVI-XVIII веков, большинство из которых представляют собой фрагменты давно утраченных иконостасов. Среди памятников этой группы, насчитывающей около 50 предметов, встречаются настоящие шедевры, как, например, изваяние Николы Можайского начала XVI века из Успенского собора города Перемышля Калужской области. В спокойном, но строгом, хорошо моделированном лице Николы, передан облик сосредоточенного мудрого старца, стоящего на страже города.
Западноевропейская скульптура
Собрание западноевропейской скульптуры Калужского художественного музея невелико и включает в свой состав как оригинальные произведения, так и их копии. Оно дает представление лишь об определенных направлениях, преимущественно Нового времени, главным образом XIX и начала XX вв. Некоторые из работ являются вариативными воспроизведениями античных и ренессансных оригиналов, интерес к которым стал проявляться в России уже с Петровского времени. В этом плане показательна уменьшенная копия «Давида» Микельанджело Буонаротти, выполненная, в отличие от мраморного подлинника, из красивого темно-зеленого пятнистого камня. Интересен также гипсовый слепок с бюста Филиппо Строцци работы известного итальянского скульптора Бенедетто да Майано (1442-1497). Произведение отличается лаконичностью портретной характеристики и монументальностью форм.
—Декоративно-прикладное искусство
Коллекция декоративно-прикладного искусства Калужского областного художественного музея насчитывает около 2000 единиц хранения и отличается большим разнообразием включенных в нее предметов. В составе собрания имеются различные образцы глиняной игрушки (дымковская, балхарская, филимоновская, липецкая и др.). Не меньший интерес представляет деревянная богородская игрушка, абрамцево-кудринская и шемогодская резьба, хохломская и городецкая роспись. Заслуживают внимания изящные предметы из кости (Уэллен, Холмогоры, Тобольск), поделочного камня, металла (бронза, медь, чугун), папье-маше (лаковая миниатюра Палеха, Мстеры, Федоскино), а также вышивка, гобелены, кружево. В ряду немногочисленных предметов старинной мебели выделяются несколько ценных экспонатов, в том числе богато инкрустированный шкаф в стиле Буль XVIII века.
Значительную группу коллекции составляют предметы, представляющие традиционную культуру Калужского края. В их числе полотенца с народной вышивкой, хлудневская игрушка, пряничные доски, изделия чугунолитейных заводов Калужской губернии, многочисленные изразцы. В музейное собрание включены современные работы Тарусской фабрики художественной вышивки, Кировского объединения "Фарфор", авторские произведения видных мастеров декоративно-прикладного искусства, таких как М. Гумилевская, А. Демченко, Т. Таненкова, Л. Зайчикова, М. Мантулин, Г. Мурзаева, Г. Гуслякова.
В коллекции декоративно-прикладного искусства особенно ярко представлены предметы из фарфора, фаянса, стекла. Часть из них была изготовлена на знаменитых предприятиях Гарднера, Попова, Миклашевского, Кузнецова, а также Мейсена, Севра, Копенгагена, Веджвуда. Украшением собрания являются редкие образцы итальянской майолики с гротескной росписью, датированные XVII веком. Восхищение вызывает уникальный экспонат — фарфоровый пласт с лепным букетом цветов из бисквита, исполненный П.У. Ивановым (1789-1851) на Императорском фарфоровом заводе.
Карта проезда: