Калининградский областной музей «Художественная галерея»

Калининградский областной музей "Художественная галерея"Адрес: пр. Московский 60-62, г. Калининград, Калининградская обл., Россия, 236039
Телефон: +7 (4012) 46-71-43
Факс: +7 (4012) 46-71-66
Сайт: http://www.artgallery-klgd.ru
E-mail: [email protected]
Часы работы: Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00
Выходной день — понедельник
Цены: Стоимость общего билета на все выставки:
полный — 120 руб.,
студенческий (дневная форма обучения) — 100 руб.,
школьный – 60 руб.,
пенсионный — 60 руб.

Калининградский областной музей «Художественная галерея» был открыт в ноябре 1988 года. Его собрание насчитывает более 10 000 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. В восьми выставочных залах на экспозиционной площади размером почти в 3 000 квадратных метров ежегодно проводится до 40 выставок и художественных проектов.

Своим появлением Художественная галерея обязана не только перестройке, но и желанию калининградцев иметь в городе свой художественный музей. Первый экспонат появился в музее за полгода до его официального открытия. Неизвестный даритель оставил у входа в здание мраморную скульптуру, выполненную в ХIХ веке, — копию работы античного мастера.

Основу музейного собрания составили дары от дирекции Художественных выставок Союза художников СССР, Дирекции выставок Художественного фонда РСФСР, Росизопропаганды и Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Вучетича. Более 2000 работ было передано Историко-художественным музеем Калининграда.

Собрание музея включает произведения живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства.
Основу собрания галереи представляют работы отечественных и зарубежных художников второй половины XX века. В фондах музея представлены также произведения искусства XVII — первой половины XX века.

Музей располагает уникальной коллекцией современной графики стран Балтийского региона. В настоящий момент коллекция составила около 700 произведений многообразных тиражных и уникальных техник, традиционных и ультрасовременных подходов. Она сложилась в результате организации в Калининграде начиная с 1990 года международной биеннале станковой графики, являющейся наиболее значительным проектом Калининградской художественной галереи, благодаря которому осуществляется комплектование коллекции.

Существенно обогащают графическое собрание и расширяют представление о графике как виде искусства произведения крупнейших мастеров XV—XX веков из коллекции факсимильной западноевропейской гравюры, переданной в дар музею в 1995 году госпожой Ирмгардт Зиглох-Брахерт, вдовой немецкого скульптора Германа Брахерта. Более 700 факсимильных листов были отпечатаны в Берлине в начале XX века. Коллекция уникальна не только своими хронологическими рамками, но и полнотой охвата изобразительного материала. В ней представлены все европейские национальные школы печатной графики — итальянская, немецкая, голландская, французская, английская. В нее вошли не только произведения всех крупнейших западно-европейских мастеров этого вида искусства — Дюрера и Раймонди, Рембрандта и Нантейля, Буше и Фрагонара, Канале и Клингера — но и редкие лля собирателей гравюры факсимиле раннего Возрождения в Италии и Германии. Коллекция позволяет показать все виды гравюры и разнообразные техники работы с материалом в историческом развитии.

В фондах КХГ находится около 80 работ художников, объединенных творческой студией «Новая реальность» под руководством живописца, теоретика искусства, писателя Элия Белютина. Это художественное содружество — одно из первых неофици-альных творческих объединений в послевоенном СССР, противопоставившее догматизму официального искусства поиски нового пластического языка. В основе творчества студийцев лежит созданная Э.М. Белютиным «теория контактности». Белютин и его ученики были участниками знаменитой манежной выставки 1962 года, после которой из-за скандала, учиненного Н.С. Хрущевым, развернулась кампания против «формализма и абстракционизма». Калининградская художественная галерея стала одним из первых музеев страны, открывших выставку студийцев в своих залах.

В коллекции живописи и скульптуры 1930—1990 годов достаточно полно представлены работы мастеров различных стилевых направлений — от социалистического реализма, бывшего официальным стилем советской эпохи, до постмодернистских художественных практик. Собрание представляет работы выдающихся отечественных и зарубежных художников — П. Фомина, Е. Моисеенко, Т. Яблонской, В. Сидура, Е. и Л. Кропивницких, М. Кантора, И. Старженецкой, Т. Назаренко, М. Шемякина, Л. Зверева, Д. Скулме, Н. Нестеровой и многих других.

Галерея обладает также одной из наиболее представительных российских коллекций искусства прибалтийских художников периода 1960-1980 годов.

Этапы развития искусства Янтарного края второй половины XX века в коллекции музея отражают произведения ведущих художников Калининграда разных поколений — А. и Н. Карякина, М. Пясковского, А. Балабаева, М. Дунимана, И. Гершбурга, Б. Булгакова, Т. Лошкаревой, А. Машихина, И. Чередникова, В. и С. Андреевых, С. и Г. Олоничевых. Особого внимания заслуживает монографическая коллекция калининградского скульптора Л. Пономаревой, сложившаяся в фондах галереи.

В коллекции Калининградской художественной галереи представлены современные ювелирные украшения, выполненные в 1970—2000 годах. Произведения в большинстве своем уникальны и позволяют проследить основные тенденции в творчестве художников-ювелиров, оригинальность их замыслов, разнообразие используемых ими материалов и технических приемов. В коллекции представлены ленинградская, московская, костромская школы и произведения калининградских художников-ювелиров. Янтарь — солнечный камень Балтики — стал источником вдохновения для работ многих художников-прикладников, имеющих свой неповторимый подход к обработке балтийского самоцвета.

Коллекция «Стекло и керамика России 1960—90 годов» включает в себя произведения художников Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и Владимира времени расцвета декоративно-прикладного искусства в России.
Коллекция произведений современных народных художественных промыслов включает скопинскую керамику, русские художественные лаки Мстёры, Федоскино и Палеха, дымковскую и каргопольскую народные игрушки.
Отдельный блок представляет небольшая коллекция произведений восточнопрусского искусства — скульптура С. Кауэра и Э. Шмидта-Кестнера, графика Г. Вольфа, Н. Долециха и X. Нойманна дают общее представление о художественной атмосфере Кенигсберга первой половины XX века.

В 2005 году Фонд «ЦАЙТ — Штифтунг Эбелин и Герд Буцериус» передал в дар Художественной галерее 65 графических произведений Ловиса Коринта (Германия).

Калининградская художественная галерея в настоящее время является одним из наиболее молодых и динамично развивающихся музеев России. Её деятельность широко известна как в нашей стране, так и за её пределами.

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 10 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Основу собрания галереи представляют работы отечественных и зарубежных художников второй половины ХХ века. В фондах музея представлены также произведения искусства XVII — первой половины ХХ века.

Основу собрания составляют следующие коллекции:

-Произведения официального и альтернативного искусства отечественных художников 50-90 гг. ХХ века;

Современная графика художников России и стран Балтийского моря;
Коллекция графики Калининградской художественной галереи включает в себя произведения, созданные, в основном, в последние десятилетия ХХ века.

Достаточно большую часть коллекции представляют произведения калининградских художников, выполненные в различных графических техниках. Это офорты С.Тюканова, Н.Батакова, линогравюры А.Шевченко, шелкографии В.Щербакова, пастели Н.Даниленко, акварели Н.Матвеевой, карандашные рисунки П.Торопова, В.Морозко, неожиданные авторские техники И.Исаева, Ю.Васильева.

С 1990 года в Калининградской художественной галерее стала проводиться Биеннале станковой графики, сначала всесоюзная, а затем международная. На ее основе сложилась большая коллекция. Основная ее идея — создание возможно более целостной картины современного искусства графики во всем многообразии творческих поисков.

В настоящий момент коллекция составила около 700 произведений различного художественного уровня, многообразных тиражных и уникальных техник, традиционных и ультрасовременных подходов. Представлены авторы из многих регионов России, всех республик бывшего СССР и стран Балтийского региона, как уже имеющие известность в профессиональном мире, так и молодые. Сам по себе такой широкий географический, имиджевый, возрастной, тематический, технический диапазон действительно претендует на достаточно полный срез современного графического искусства. Все произведения, отмеченные призами Биеннале, стали собственностью галереи. Среди лауреатов П.Маков (Украина), Н.Синева (Россия), В.Орлов (Россия), В.Наседкин (Россия), Ю.Карьялайнен (Финляндия) и др.

-Стекло и керамика России 60-90-х гг. ХХ века;

Современные народные промыслы России;

Коллекция народных художественных промыслов придает всему разделу декоративно-прикладного искусства особую праздничность и звучность. Народное искусство всегда радостно и оптимистично, оно привлекает выразительностью форм, высокой культурой цвета, специфическими приемами мастерства.

В настоящее время в стране действует более 200 традиционных промыслов. Одним из видов художественных народных промыслов является русская глиняная игрушка (дымковская, каргапольская, филимоновская, балхарская), в собрании галереи представлены всемирно известные хохломские изделия, Палехская, Федоскинская, Мстерская миниатюра, подносы Жостово, Гжель, скопинская декоративная керамика, скульптура тувинских резчиков по камню.

Народные художественные промыслы — это исторически сложившиеся, сохранившиеся и ныне действующие уникальные очаги народного творчества, живые памятники нашей национальной истории и культуры, творческая фантазия и бережно хранимые традиции на протяжении нескольких сотен лет.

Коллекция искусства Восточной Пруссии;

Искусство Восточной Пруссии представлено в галерее графикой и скульптурой конца XIX — начала XX веков. Два произведения Генриха Вольффа, самого известного из мастеров печатной графики начала прошлого столетия среди тех, чье творчество связано с Восточной Пруссией, посвящены видам Кёнигсберга. Их удачно дополняют работы Хелены Нойманн, ученицы Г. Вольффа, а также — Ханнеса Ришерта. Одиннадцать офортов Норберта Эрнста Долециха представляют Кёнигсберг и восточно-прусский ландшафт 30-40-х годов в деталях, тяготеющих к символическому выражению духа времени.

В коллекцию входят и произведения городской ландшафтной скульптуры, переданные в галерею на реставрацию и хранение. Поэтичный идеализированный женский образ, созданный в начале XX века в мраморе Станислаусом Кауэром ("После купания"), знакомит зрителей с неоклассицизмом в немецкой пластике. Мастерское владение традициями анималистического жанра в скульптуре демонстрирует Эрих Шмидт-Кестнер в бронзовой скульптурной группе "Две играющие борзые собаки".

Коллекция произведений калининградских художников.

Одним из приоритетных направлений является формирование коллекции произведений калининградских художников. Их персональные и групповые выставки регулярно экспонируются в залах музея. Совместные проекты с Калининградской организацией Союза художников России и с начинающими авторами активизируют художественную жизнь в городе. Сотрудниками галереи собраны материалы о калининградских художниках, интервью с ними, написаны статьи для средств массовой информации, изданы каталоги.

Коллекция произведений калининградских художников в фондах галереи представляет живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство, фотографию, инсталляционные объекты. Все работы выполнены во второй половине ХХ – начале ХХI века.

Стилевое разнообразие обусловлено той необычностью ситуации, в которой развивалась художественная жизнь в Калининграде. Первые профессиональные художники появились в бывшем немецком городе после войны, в 1950 году открылось местное отделение Союза художников СССР, в 1960-70-х по направлениям художественных институтов сюда стали приезжать молодые специалисты из разных городов страны. Отсутствие местных традиций давало широкий простор для развития традиций, привнесенных из многочисленных художественных центров. Преобладало официальное искусство "социалистического реализма". Оппозиционных течений здесь не возникло, так как в закрытом городе только начинала складываться художественная жизнь.

В 1978 году открылось и просуществовало несколько лет художественное отделение при Калининградском областном музыкальном училище, выпускники которого, активно заявившие о себе на художественной сцене 1990-х годов, стали, по существу, первыми местными художниками, чье творчество развивалось на фоне кенигсбергско – калининградского историко — культурного ландшафта, под воздействием искусства прибалтийских республик и Санкт-Петербурга, где многие продолжили свое обучение. Для их произведений характерны отсутствие фигуративной иллюзорной формы или изменение контекста, в котором воспринимаются предметы, символика знака и ассоциативность цвета. К этому времени "авангардистские" направления стали вполне официальными. В постперестроечный период в Калининграде появились художники, приехавшие сюда из бывших советских республик и привнесшие свои очень разные традиции.

Коллекция галереи дает яркое представление о полифонии художественной жизни Калининграда шести десятилетий и об индивидуальной манере и творческих поисках всех мастеров, оставивших свой след в культуре нашего края.

В 8 выставочных залах общей площадью более 3 тыс.кв.метров ежегодно проводится до 30 выставок и художественных проектов совместно с музеями России и Европы, калининградскими, российскими и зарубежными авторами. КХГ организует научные конференции и художественные пленэры, реализует международный художественный проект Биеннале графики стран Балтийского моря «Калининград — Кёнигсберг».

В качестве партнёров выступают ведущие музеи и культурные институции нашей страны и зарубежья — Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва), музей Кете Кольвиц (Кёльн), Дом-музей Кёнигсберга (Дуйсбург, Германия), институт международных культурных связей (Штутгарт, Германия), Гёте-институт (Санкт-Петербург), Фонд восточнопрусского наследия (Бонн), Фонд Герхарда Гауптмана (Дюссельдорф, Германия).

В настоящее время галерея является не только хранилищем художественных ценностей, но и важным центром культурно-просветительской работы. Музей располагает оснащённым мультимедийной системой лекционным залом на 60 мест, библиотекой, детской художественной студией.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 10, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.