Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Иркутский областной художественный музей им. В.П. СукачеваАдрес: ул. Ленина 5, г. Иркутск, Иркутская обл., Россия, 664000
Телефон: +7 (3952) 34-42-31, 24-33-97
Факс: +7 (3952) 33-39-73
Сайт: http://www.museum.irk.ru
E-mail: [email protected]
Часы работы: Часы работы: с 10 до 18 час выходной день — вторник.
В музее ежедневно, кроме понедельника, открыт салон по продаже предметов искусства.
Цены: Стоимость входных билетов:

Для граждан России:
— входной для взрослых 100 руб,, для учащихся школ, ПТУ, сред спец. учебных заведений-50 руб;

Инвалиды I-II групп – 50 руб., дошкольники до 7-ми лет – 10 руб.

— экскурсионный (группа не менее 5-ти человек, экскурсия 45 мин) для взрослых- 100 руб, для студентов ВУЗов – 100 руб, для учащихся средних спец. учебных заведений – 50 руб, для дошкольников до 7-ми лет – 10 руб

Для иностранных граждан:
— для взрослых – 200 руб; для учащихся – 100 руб.
— экскурсионное обслуживание – 100 руб
Бесплатно: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; студенты ВУЗов; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы

Иркутский областной художественный музей — богатейшая сокровищница изобразительного искусства в Сибири. Ядро коллекции составила картинная галерея городского головы Иркутска Владимира Платоновича Сукачева, собранная им в конце 19 века. Сегодня фонды музея насчитывают свыше 20 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

В составе коллекции — небольшое, но исключительно редкое собрание памятников палеолитического искусства Прибайкалья, одна из самых значительных на территории Сибири коллекций икон и деревянной скульптуры 15-18 веков с самобытной иконой сибирского письма. Наиболее значительная и интересная часть коллекции — произведения русских художников 18-20 веков. Раздел искусства Западной Европы 17-19 веков включает полотна признанных живописцев Голландии, Италии, Франции, Германии, Австрии. Собрание искусства стран Дальнего Востока — в основном Китая и Японии — является одним из лучших среди российских музеев. Большой интерес представляют сибирский портрет 19 века и произведения современных иркутских мастеров.

В ХVП-ХVШ веках Иркутск становится крупнейшим культурным центром Сибири: здесь возводятся соборы, заказываются и приобретаются произведения искусства. В 50-х годах ХIХ века возникает один из первых в Сибири музеев, открытый при Главном управлении Восточной Сибири, который впоследствии стал музеем при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества. Особый его раздел составили произведения искусства из Китая, Японии, привезенные научными экспедициями русских ученых этнографов и историков — Г.Н.Потанина, Н.М.Пржевальского, П.К.Козлова.
Первые же собиратели произведений искусства появились в Иркутске еще в ХVШ веке. Городской голова, "именитый гражданин", купец-золотопромышленник М.В.Сибиряков приобрел для своего дома картины и гравюры с видами сибирских городов. Именно ему в 1801 году выдающийся русский поэт и государственный деятель Г.Р.Державин подарил свой портрет кисти итальянского художника Сальватора Тончи.

Но самая значительная коллекция картин принадлежала Владимиру Платоновичу Сукачеву (1849-1920), местному городскому голове. Именно это собрание послужило основой для создания художественного музея. Мечтая об общедоступной галерее, он еще в 1870-х годах приобрел в Петербурге несколько полотен русских художников, главным образом демократического направления. К концу века галерея Сукачева насчитывала более восьмидесяти превосходных картин русских и западноевропейских мастеров, несколько скульптур. Полотна русских живописцев И.Е.Репина, К.А.Трутовского,, Л.И.Соломаткина, В.М.Максимова, К.Е.Маковского составили славу его коллекции. Сукачевский дом, где размещалась единственная на всю Сибирь картинная галерея, был открыт для жителей и гостей города. Сохранилось воспоминание профессора Бордосского университета Жюля Легара, побывавшего в Сибири в 1897 году.

Образованнейший человек и действительно патриот Сибири, Сукачев сделал очень многое для культурного развития края. Это по его инициативе в Иркутске было построено новое здание театра. В должности председателя Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества Сукачев лично финансировал научные экспедиции крупного русского ученого Г.Н.Потанина в Китай, Тибет и Монголию. На свои средства он открыл в Иркутске несколько начальных школ, издал научный каталог минералогической коллекции музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, книги по истории и культуре Иркутска, огромную помощь оказывал сибирякам, учащимся в Петербурге.

Уезжая в Крым на жительство (что было связано со здоровьем членов семьи), владелец галереи хотел передать свое сокровище в дар городу, но местные власти не приняли этого щедрого предложения, убоявшись хлопот по содержанию галереи. Некоторое время собрание оставалось, по сути, без хозяина. После установления Советской власти картинная галерея Сукачева постановлением Иркутского губернского комитета перешла в собственность молодой Советской Республики. Тогда, в 1920 году, в ней насчитывалось около двухсот картин, через десять лет число их достигло уже двух тысяч.

Дальнейшему формированию собрания помогали ленинградское и московское отделение Государственного музейного фонда и различные учреждения Иркутска.

В 1936 году галерея выделилась из состава краеведческого музея в самостоятельный художественный музей.

Неоценимую поддержку в пополнении фондов оказали музею в последние годы коллекционеры. Так, из коллекции Ф.Е.Вишневского поступили картины таких выдающихся живописцев, как Герард Сегерс и Микеле Мариески. Огромное собрание — около двух тысяч икон, произведений древнерусского декоративно-прикладного искусства, графики, живописи — передал в дар музею Н.К.Величко.

Коллекция музея

Первые произведения, положившие начало коллекции, были приобретены основателем галереи В. П. Сукачевым, по-видимому, в начале 1870-х годов, когда он учился в Петербургском университете. Известны источники приобретения лишь некоторых полотен. Так, "Бедный ужин" В. М. Максимова куплен на аукционе в Петербурге при распродаже имущества Головина; "Лесной ручей" Г. Г. Мясоедова — на ХVIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1891 году; "Нищая" И. Е. Репина, по воспоминаниям сына Сукачева Владимира Владимировича, приобретена у самого художника.

Уже в 1874 году около тридцати полотен собрания В.П.Сукачева впервые экспонировались в залах музея Географического общества в Иркутске. Шесть лет спустя экспонатами городской выставки стали уже шестьдесят два произведения. В собрании В.П.Сукачева было немало работ передвижников. Свое место заняли и произведения русской академической школы живописи ХIХ века. Позднее В.П.Сукачев заказал в музеях Мюнхена и Флоренции копии с картин западноевропейских мастеров.

В 1898 году В.П.Сукачев с семьей переехал в Петербург, а в 1910 году последний раз посетил Иркутск. Свою коллекцию он оставил доверенному лицу. В годы первой мировой войны картины экспонировались на различных благотворительных выставках.

В годы гражданской войны для галереи, оставшейся без присмотра, наступили тяжелые дни. От разграбления ее спасли Иркутское общество поощрения художников и просто честные люди. После национализации в 1920 году на протяжении двух десятилетий фонды галереи обогащались произведениями восточного искусства, ранее принадлежавшими музею при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества. Галерея получила редкие образцы деревянной китайской скульптуры ХVIII века, ритуальные сосуды из бронзы, изделия из лака, кости и камня, китайский фарфор, коллекцию китайского лубка, гравюры японских мастеров.

В 1920-х годах музейная коллекция пополнилась произведениями из частных собраний и Иркутского общества художников: среди них работы В.Э.Борисова-Мусатова, М.В.Добужинского, К.А.Сомова, Д.Д.Бурлюка, местных живописцев Н.А.Андреева, Н.В.Лодейщикова. В это же время в музей поступила древнерусская живопись из Вознесенского монастыря.

1928 год был отмечен значительными поступлениями произведений искусств из Государственного музейного фонда. Галерея обогатилась работами Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского, И.И.Шишкина, В.А.Поленова, В.А.Серова и других. Большим событием явилась передача музею живописного этюда к плафону Царскосельского дворца В.К.Шебуева "Моисей со скрижалями", коллекций фарфора русских и западноевропейских марок, а также изделий фирм Овчинникова и Фаберже.

17 января 1936 года постановлением Совета народных комиссаров галерея была выделена в самостоятельный Восточно-Сибирский художественный музей (с 1937 года — Иркутский областной художественный музей). Первым его директором стал художник Г.И.Дудин. Собрание обогатилось новыми памятниками культуры. К числу значительных поступлений конца 1930-х годов — свыше четырехсот произведений — относится богатая и разнообразная по составу коллекция иркутского врача Е.В.Даукшо, ранее принадлежавшая председателю Иркутской судебной палаты, сенатору Н.П.Еракову. Среди них русское художественное серебро ХVIII-ХIХ веков, редкие памятники из кости и перегородчатой эмали Китая, скульптура древнеегипетских и древнегреческих мастеров, живописные полотна Доменико Цампьери, С.Л.Вервера, гравюра, скульптуры, пейзажи.

В 1939 году музей пополнился коллекцией сибирского и западноевропейского фарфора из музея, существовавшего ранее при Хайтинской фарфоровой фабрике "Сибфарфор" — до революции она принадлежала купцу И.Д.Перевалову. Иркутский музей стал обладателем редкого собрания дореволюционного сибирского фарфора. Большой удачей явилось приобретение двух фарфоровых иконостасов конца ХIХ века.

Волна новых поступлений связана с 1948-1949 годами. За два года иркутское собрание получило через комитеты искусств при Совете Министров РСФСР и СССР больше, нежели музеи всей страны. В этом прежде всего заслуга директора Алексея Дементьевича Фатьянова. В области собирательства он прошел свои "университеты". В эти годы в отдел русского искусства влились полотна Н.Е.Маковского, Ф.А.Малявина, И.Н.Крамского, А.М.Васнецова, А.К.Саврасова, Л.И.Соломаткина, В.И.Сурикова, В.А.Тропинина. Высоким уровнем и разнообразием отличались поступления в раздел графики. Наметились контуры будущей коллекции скульптуры. Начало ей положили произведения М.М.Антокольского, М.А.Врубеля, А.С.Голубкиной, С.Т.Коненкова.

Особое место в коллекции занимают дары жителей Иркутска. В 1948 году прошла первая выставка живописи и графики из частных собраний. Музей пополнился замечательными произведениями, в частности картиной Х.Тербрюггена.

В 1950-е годы достоянием музея стали переданные музеями Ленинграда и Москвы рисунки и гравюры известных мастеров ХVШ-ХХ веков — Ф.П.Толстого, Ф.А.Бруни, И.Д.Архипова, Г.С.Верейского.

Прекрасную коллекцию музей получил в дар от москвича Н.К.Величко. Благодаря ему, собрание пополнилось более чем двумя тысячами экспонатов. Это иконы итало-критской, афонской, московской, новгородской и ярославской школ ХV-ХVIII веков, русская и западноевропейская живопись и графика, произведения китайских мастеров.

Ценным вкладом стали дары известного московского коллекционера Ф.Е.Вишневского. В течение двух десятилетий фонды музея пополнялись его подарками. Среди них — произведения С.Ф.Щедрина, И.К.Айвазовского, А.П.Боголюбова, И.И.Шишкина, голландцев Г.Ромбоутса, Виллем ван де Велде, итальянца М.Мариески, француза Т.Гюдена, немцев К.Ф.Щульца, Э.Хильдебрандта, австрийца И.Грасси.

Дары коллекционеров Ю.В.Невзорова, П.Е.Корнилова и других обогатили коллекцию западноевропейского искусства.

В последние годы активно пополняется коллекция музея произведениями современных сибирских, особенно иркутских мастеров.

В 1990 году музею было присвоено имя его основоположника — Владимира Платоновича Сукачева.

Экспозиция

1. Иконы

Собрание древнерусского искусства музея объединяет станковую живопись, деревянную скульптуру и медное литье. Однако, наиболее значительная и ценная часть коллекции — иконы. Достаточно высокий уровень экспозиции определяют ранние образцы икон, датируемые временем расцвета иконописи на Руси — ХV веком: они принадлежат известнейшим школам — московской и новгородской. О прекрасных достижениях и художественной самобытности мастеров Ярославля, Костромы, Афона, северных областей свидетельствуют иконы ХVI-ХVIII веков. Глубоко своеобразное и выразительное сибирское письмо представляют иконы местных мастеров второй половины ХVII-ХVIII веков.

2. Русское искусство XVIII в. — I половины XIX в.

Отражая достижения русского искусства ХVШ — I половины ХIХ века, экспозиция этого периода среди различных жанров живописи наиболее полно представляет портрет. Блестящий его расцвет в ХVШ веке характеризуют проникнутые идеями просветительства парадные и интимные портреты кисти Ф.Рокотова, В.Боровиковского, С.Щукина. Важное место отведено и многогранным по передаче внутреннего мира человека портретам, принадлежащим известным художникам первой половины ХIХ века (В.Тропинин, А.Варнек). Экспозиция знакомит также с произведениями мифологического содержания и с интересными образцами пейзажной живописи.

3. Русское искусство II половины XIX в.

Коллекция русского искусства второй половины ХIХ века — наиболее значительная и интересная часть музейного собрания. В экспозиции акцент сделан на произведениях мастеров демократического направления. Вместе с тем важное место в ней отведено и академической живописи. Бытовая картина и пейзаж преобладают и достаточно полно отражают развитие этих жанров в искусстве живописцев 50-60-х годов и художников-передвижников. Гораздо скромнее представлены мифологическая картина и портрет, хотя и здесь есть известные имена. Самобытность и яркость экспозиции придают бесспорные шедевры музея — картины И.Репина, В.Сурикова, В.Поленова. Большое значение в экспозиции имеют и полотна художников более скромного дарования, чье творчество тем не менее во многом определило завоевания русского искусства этого времени.

4. Русское искусство ХХ в.

Экспозиция русской живописи ХХ века довольно полно отражает разнообразные направления в искусстве этого времени. Начало столетия характеризуют работы мастеров, в разное время входящих в известные объединения — "Союз русских художников", "Бубновый валет", "Мир искусства", живопись русского авангарда (Л. Попова, В. Ермолаева) и полотна, отмеченные яркой творческой индивидуальностью художника (Б. Кустодиев, П. Кончаловский). Советское искусство отражает сложную картину художественной жизни 1920-1930-х годов — этот период представлен работами членов "Общества московских художников" с их живописной стихией цвета (А. Куприн, В. Рождественский, А. Осмеркин), "4 искусства" (К. Петров-Водкин). Событиям Великой Отечественной войны и послевоенной жизни страны посвящены картины ведущих советских художников (К. Юон, А. Пластов). Экспозиция включает прекрасные образцы живописи 1960-х годов, тяготеющей к истокам русской национальной культуры (В. Стожаров), и полотна художников Московской школы 1970-х (Т. Назаренко, Н. Нестерова) с их характерной гротескностью образов.

5. Сибирский портрет XVIII — XIX вв.

Самостоятельный раздел экспозиции составили довольно многочисленные портреты сибиряков ХIХ века: купцов, священнослужителей, чиновников.

6. Западноевропейская живопись XVII — XIX вв.

Собрание живописи мастеров Западной Европы ХVII — ХIХ веков в Иркутском областном художественном музее весьма неравноценно по своему составу. Несколько прекрасных полотен известных живописцев ХVII века Голландии, Фландрии, Италии, Франции определяют достаточно высокий уровень экспозиции и знакомят с яркими достижениями европейского искусства. Картины мастеров ХVIII-ХIХ веков, более скромного таланта, преимущественно Германии, вносят в экспозицию колорит, присущий той или иной эпохе.

7. Искусство Востока XIII — XX вв.

Особую ценность коллекции Иркутского художественного музея придает собрание искусства Востока. Основой этого собрания послужила коллекция отдела народоведения музея при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества (ВСОРГО). Сегодня собрание искусства Востока нашего музея — одно из крупнейших в стране. Оно насчитывает около 2500 произведений искусства Китая, Японии, Монголии, Индии.

Наиболее полно в музее представлена коллекция китайского искусства. Хронологически отдел Китая охватывает период с XIII и до середины ХХ века. В экспозиции представлены прекрасные образцы китайских керамических изделий. Керамика — одна из основных и наиболее древних форм культурного наследия Китая. В Китае очень рано научились производить фарфор — в YI-YII веках, на тысячу лет раньше, чем в Европе. За много веков был накоплен богатейший опыт, были созданы изумительные по формам, необыкновенно богатые по декору керамические сосуды.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 30, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.