Адрес: ул. Кирочная 43, г. Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Россия, 191015
Телефон: +7 (812) 579-39-14, 655-50-26
Сайт: http://www.suvorovmuseum.spb.ru/
E-mail: [email protected]
Часы работы: понедельник, четверг, пятница, суббота, воскресенье — с 10.00 до 18.00
Касса закрывается в 17.00
Выходные дни: вторник, среда
Первый понедельник месяца — санитарный день
Цены: Взрослые – 100 рублей;
— лица, не достигшие 18 лет – 50 рублей;
— инвалиды – 10 рублей;
— военнослужащие срочной службы – 10 рублей.
Расширенные экскурсии (проводятся по заявкам; 75 мин.) —
— 5-25 чел. – 45 рублей / чел.;
— 4 чел. – 350 рублей;
— 3 чел. – 300 рублей;
— 2 чел. – 250 рублей;
— 1 чел. – 200 рублей.
Экскурсионное обслуживание с учетом льгот
Скидка в размере 50% на экскурсионное обслуживание предоставляется:
— курсантам военных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования до заключения ими контракта о прохождении военной службы (по письму Комитета культуры СПб);
— воспитанникам суворовских и нахимовского училищ и кадетских корпусов.
Бесплатно: лицам, не достигшим 18 лет (1-е воскресенье месяца); членам многодетных семей (1-е воскресенье месяца); студентам высших учебных заведений Российской Федерации; Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы; курсантам военных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования до заключения ими контракта о прохождении военной службы; воспитанникам суворовских и нахимовского училищ и кадетских корпусов; несовершеннолетним лицам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку (по письму Комитета культуры СПб).
Генералиссимус Александр Васильевич Суворов — первый человек России, в честь которого был специально возведен мемориальный музей. Музей строился в Петербурге в 1901-1904 гг. по Высочайшему соизволению Императора Николая II. Пожертвования на его строительство поступали от широких кругов военной и гражданской общественности. Сам Государь, еще в 1898 году повелевший открыть подписку по Империи о сборе средств на создание музея, стал главным жертвователем и покровителем строящегося "храма-памятника". Лейб-гвардии Преображенский полк выделил место для музея — часть своего плаца на углу Кирочной и Таврической улиц.
Здание музея было возведено по проекту архитектора А.И. фон Гогена в стиле старинных русских крепостных сооружений — сторожевая башня и уходящие от нее стены с бойницами. Оба крыла главного фасада украшают мозаичные картины, исполненные мозаичистами Н. Е. Масленниковым и М. И. Зощенко (отец известного русского писателя М. М. Зощенко) по эскизам художника А. Н. Попова "Переход Суворова через Альпы" и Н. А. Шабунина "Отъезд Суворова в поход 1799 года". Под шатром центральной башни, увенчанной первоначально двуглавым орлом, расположен княжеский герб А.В. Суворова. Вход в музей оформлен в виде древнерусского дворцового крыльца.
Торжественное открытие и церковное освящение Суворовского музея состоялось в день 175-летней годовщины со дня рождения полководца, 13 ноября 1904 года (по ст. стилю), в присутствии Императора Николая II , представителей тех полков, в которых служил или когда-либо командовал Суворов (Преображенцы, Семеновцы, Суздальцы, Фанагорийцы и др.), чинов Академии Генерального штаба, создателей музея и потомков генералиссимуса.
В 1918 году, в связи с революционными событиями и эвакуацией коллекции вглубь России, музей был закрыт и открыт вновь лишь в 1951 году, но уже не как мемориальный, а как военно-исторический. В 1991 году музею был возвращен первоначальный статус и он стал именоваться Государственным мемориальным музеем А.В.Суворова.
С 1988 по 1998 гг. музей был закрыт на капитальный ремонт, в ходе которого по старым фотографиям удалось восстановить его интерьер. Была создана новая экспозиция, целиком и полностью посвященная великому русскому полководцу.
8 мая 1998 г. произошло новое рождение музея как храма и мемориала Суворова.
Сегодня музей ведет активную выставочную работу, ежегодно издает научные сборники "Суворовские чтения", его экспонаты опубликованы в ряде каталогов последних крупных городских выставок.
Коллекция музея.
1. Основа музейного собрания
Собрание Суворовского музея изначально формировалось преимущественно за счет даров почитателей памяти полководца. В основе фондов музея лежат три большие коллекции.
В 1900 г. владелец села Кончанское потомок Суворова В.В. Молоствов сделал музею совершенно исключительный подарок — подлинную Суворовскую Кончанскую церковь со всем убранством, где хранились награды полководца, его подзорная труба и даже первая надгробная плита, установленная на могиле Суворова в день похорон 12 мая 1800 г. Это — первая по значению коллекция музея.
Вторая коллекция — множество суворовских документов, подаренных императором Николаем II музею в 1902-1904 гг., от курьерских паспортов сержанта Суворова до черновиков писем о его приезде в Петербург 23 апреля 1800 г., включая патенты на чины и грамоты о пожаловании титулов. Кстати знаменитая картина Сурикова "Переход Суворова через Альпы", пребывающая сейчас в собрании Русского музея, тоже была подарена императором Суворовскому музею.
Третья коллекция — это знаменитое собрание известного астронома и поклонника суворовского таланта Василия Павловича Энгельгардта, собиравшего реликвии, связанные со Швейцарским походом полководца. Тринадцать ящиков общим весом в 955 кг были присланы им в адрес музея в 1902 г. Эта коллекция получила название "Суворовский сборник Энгельгардта". В его составе ядра, оружие и предметы снаряжения, найденные на местах боев, модели памятников, воздвигнутых в Швейцарии, гравированные портреты сподвижников и противников Суворова, образцы альпийских минералов и даже чучело альпийского орла. Самой же ценной составляющей этого собрания является альбом фотографий видов Швейцарии, запечатлевших путь суворовской армии спустя столетие.
2. Мемориальные вещи А.В. Суворова
— Орден Св. Андрея Первозванного, награжден в 1787 г. за победу над турецкими войсками при Кинбурне;
— Орден Св. Георгия I класса, награжден в 1789 г. за победу над турецкими войсками при Рымнике;
— Лента ордена Св. Александра Невского, награжден в 1771 г. за победу над польскими войсками при Столовичах;
— Орден Св. Владимира 1-й степени, награжден в 1783 г. за подавление восстания ногайцев;
— Орден Св. Анны, награжден в 1770 г. за победу над польскими войсками при Орехово;
— Орден Марии-Терезии 1-й степени (Австрия), награжден в 1799 г. за победы над французскими войсками в Италии и Швейцарии;
— Орден Красного Орла (Пруссия), награжден в 1794 г. за взятие предместья Варшавы — Праги;
— Сабля и шпага, принадлежавшие А.В. Суворову;
— Грамота о пожаловании Суворову чина генерал-аншефа, 1786 г.;
— Грамоты о пожаловании Суворову титулов графов Российской империи с наименованием Рымникский и Священной Римской империи за победу над турецкими войсками при Рымнике, 1789 г.;
— Грамота о пожаловании Суворову чина генерал-фельдмаршала за победу над польскими конфедератами в 1794 г.;
— Подзорная труба А.В.Суворова и султан его шляпы
3. Живопись русских художников II-й пол. XIX — нач. XX в.
Собрание живописи музея включает более 500 полотен русских и иностранных художников, — от крошечных портретных миниатюр до огромных многофигурных батальных композиций, созданных в разное время — со второй половины XVIII в. до наших дней. Коллекция живописи существовала в музее с момента его основания. Она постоянно пополнялась за счет приобретения картин у потомков Суворова, коллекционеров, частных лиц, даров. Хорошо представлена в музейном собрании иконография Суворова, его современников и потомков, отражены наиболее известные страницы военной биографии генералиссимуса.
Наиболее значима для музея роль художников Н.А. Шабунина и А.Н. Попова — создателей живописных оригиналов для мозаичных панно, украшающих ныне главный фасад Суворовского музея. Вызывают улыбку участники сценки в станционном буфете времен русско-японской войны на картине В.В. Мазуровского. Полны экспрессии и убедительности эпизоды сражений из истории войн с Наполеоном на полотнах Б.П. Виллевальде и Мазуровского. В портрете великого князя Николая Николаевича кисти Н.С. Самокиша характерный облик главнокомандующего Кавказской армией, по отзывам современников особенно эффектно смотревшегося в седле, передан с безусловным сходством. Важную роль в эмоциональном восприятии картины играет величественный горный пейзаж за его спиной. Всадник как бы сливается с окружающей средой, составляя с ней единое целое. Групповые портреты военных на полотнах А.И. Гебенса поражают фотографической точностью и скрупулезностью изображения лиц, мельчайших деталей военного костюма и снаряжения.
4. Обмундирование конца XVIII в.
ГММ А.В. Суворова обладает крупнейшей в России коллекцией обмундирования русской армии эпохи Павла I. От этого царствования, знаменитого массой разнообразных изменений во внешнем виде российских солдат, дошло до наших дней совсем немного подлинных вещей. Но без них разобраться в весьма противоречивых суждениях современников о военном костюме павловских времен невозможно.
5. Уникальные предметы.
В фондах ГММ А.В. Суворова хранится целый ряд предметов, не связанных напрямую с памятью полководца и нередко несколько неожиданных, но представляющих большой исторический интерес. Большинство из них редко экспонировались и потому остаются неизвестными широкой публике. Вот некоторые из них:
Литавры Л.-гв. Конного полка. Польские парадные литавры конца XVII в., захваченные армией Карла XII в сражении под Клишовом 1702 г. и пожалованные шведским королем своей конной лейб-гвардии. В 1709 г. при Полтаве взяты русскими войсками и в свою очередь переданные Петром I лейб-шквадрону князя А.Д. Меншикова, который впоследствии стал лейб-гвардии Конным полком. В нем литавры и хранились как реликвия до 1917 г., используясь для полковых торжеств.
Гренадерская шапка рядового Павловского гренадерского полка Алексея Иванова, пробитая французскими пулями в сражении при Фридланде 1807 г. В знак отличия героизма этого полка, головные уборы его солдат было высочайше указано навечно "оставить в том виде, в коем вышли с поля сражения". Хранились в полку до 1917 г. с именами первых владельцев. Этот образец является копией, изготовленной специально для Суворовского музея в начале XX в. с подлинника, хранящегося в Артиллерийском музее.
Крест ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский) для награждения кавалерственных дам. Принадлежал супруге императора Павла I Марии Федоровне. Кон. XVIII в.
Офицерская кавалерийская шпага обр. 1798 г. с Георгиевским темляком. Принадлежала великому князю Михаилу Павловичу, брату императора Николая I, генерал-фельдцейхмейстеру и командующему российской гвардией. Находилась в музее л.-гв. Кавалергардского полка, сохранена в эмиграции во Франции и подарена музею в 1994 г. русским военным историком Владимиром Владимировичем Звегинцовым (1914-1996).
Шпага, принадлежавшая императору Манчжоу-Го генералиссимусу Пу И, первая половина XX в. Захвачен советскими войсками в 1945 г. в Манчжурии и подарен музею кавалером ордена Суворова М.П. Ковалевым.
В книжной коллекции Государственного мемориального музея А.В.Суворова хранится свыше 20 тысяч русских и иностранных изданий XVIII-XX веков. Фонд редкой книги сложился, главным образом, из частных собраний русских деятелей науки и культуры XIX-XX веков, из библиотек полковых музеев, военно-учебных заведений. В составе фонда разные сочинения, представляющие библиографическую редкость, в том числе энциклопедии, справочники, научные сборники по истории военного искусства.
Наиболее обширная часть коллекции — Суворовский отдел. Здесь представлено большинство изданий на русском и иностранных языках, посвященных полководцу.
Центральный зал музея поражает своим пространством, простотой и торжественностью. Доминантой зала является витраж, на котором в величественной позе в стиле парадных портретов XVIII века изображен Суворов. Под куполом воссозданы барельефы с двуглавыми орлами. Над входом помещается восстановленная мемориальная доска в память участия императора Николая II в торжестве открытия Суворовского музея 13 ноября 1904 года (по старому стилю). Перед витражом, в обрамлении пушек, возвышение с витринами, где находятся боевые награды, грамоты и личное оружие полководца. В нишах за центральной витриной зала расположена реконструкция комнаты дома в селе Кончанском, где Суворов отбывал ссылку, и композиция из предметов дома в Гларисе и "Суворовской комнаты" в монастыре Св.
Иосифа в Муттенской долине, где Суворов останавливался во время Швейцарского похода. В других нишах и витринах зала выставлены трофеи русской армии, а стены украшают русские и трофейные турецкие знамена.
Большой левый зал музея посвящен жизни и деятельности выдающегося русского полководца Александра Васильевича Суворова. Экспозиция рассказывает о его службе на протяжении четырех царствований, взаимоотношениях с современниками, участии в Семилетней войне, Русско-турецких и Польских войнах, Итало-Швейцарском походе.
В центре зала расположена французская пушка системы Грибоваля — одно из 39 орудий, взятых в качестве трофеев после сражения при итальянском городе Нови в 1799 г. Это один из первых экспонатов Суворовского музея.
Большой правый зал рассказывает о полководческом искусстве Суворова. Впервые в истории музея делается попытка раскрыть новаторские стороны в его полководческой деятельности, показать боевую практику великого полководца на фоне современного ему военного искусства. Помимо традиционных экспонатов — вооружения, обмундирования, снаряжения русской армии суворовского времени, использованы реконструкции и макеты из оловянных солдатиков. Суворов вошел в историю не только как великий полководец, но и как выдающийся военный педагог. Главным, по его мнению, было обучать солдата тому, что понадобится на войне. На учениях он применял "сквозные атаки", воспроизводившие обстановку боя. Все свои основные взгляды на воспитание, обучение войск и военное искусство Суворов изложил в наставлениях "Полковое учреждение" и в изданной после его смерти в 1806 г. "Науке побеждать".
Малый левый зал музея посвящен семье и ближайшим потомкам полководца, а также Польской кампании 1794 г. и обстоятельствам жизни А.В.Суворова в начале царствования императора Павла I. В экспозиции представлены портреты и личные вещи его жены Варвары Ивановны Суворовой (урожденной княжны Прозоровской), дочери Натальи Александровны Суворовой ("Суворочки", в замужестве графини Зубовой), сына Аркадия Александровича Суворова — генерал-лейтенанта, трагически погибшего в 1811 году при переправе через реку Рымник, внуков Константина Аркадьевича и Александра Аркадьевича Суворова — генерала от инфантерии, Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора и генерал-губернатора Прибалтийских провинций.
Малый правый зал — выставочный.
Основные экскурсии
Обзорная экскурсия по Государственному мемориальному музею А.В.Суворова. Возрастные категории: любые, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсия по всем пяти залам основной экспозиции музея с показом и рассказом о наиболее ценных экспонатах.
"Жизнь генералиссимуса А.В.Суворова". Возрастные категории: любые, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсия включает посещения центрального, второго и третьего залов основной экспозиции музея, посвященных этой теме. Знакомит с личностью великого русского полководца, его семьей и потомками, с семейными реликвиями рода Суворовых.
"Русская армия XVIII века".Возрастные категории: любые, начиная со старшего школьного возраста. Вещественные экспонаты и реконструкции с использованием оловянных солдатиков позволяют представить основные этапы развития русской армии XVIII века.
Интерактивное занятие-экскурсия "Стреляй редко, да метко,-штыком коли крепко"
Возрастные категории: любые, начиная со среднего школьного возраста.
Наглядная демонстрация муляжей оружия и обмундирования русской армии позволяет представить службу солдата XVIII века. Посетителям предлагают примерить обмундирование суворовской эпохи и сфотографироваться в нем на экспозиции.
Интерактивное занятие-экскурсия "Глазомер, быстрота, натиск!"
(Тактика XVIII в. Игра в солдатики)
Возрастные категории: любые, начиная со среднего школьного возраста.
Первая часть занятия проходит на экспозиции и знакомит с историй оловянной миниатюры, организацией, вооружением и тактикой европейских армий XVIII — нач. XIX в.
Вторая часть занятия — игра в солдатики. Посетители смогут ощутить себя командующими армиями или командирами полков. В зависимости от выбранной тактики сражения, проиграть или выиграть.
Вы можете уже сейчас стать обладателем игры в солдатики посетив магазин и самостоятельно создать русские и французские полки бумажной военно-исторической миниатюры.
Карта проезда: