Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева

Государственный биологический музей им. К.А. ТимирязеваАдрес: ул. Малая Грузинская 15, г. Москва, Московская обл., Россия, 123242
Телефон: +7 (499) 252-36-81
Сайт: http://www.gbmt.ru/
E-mail: [email protected]
Часы работы: День бесплатного посещения для лиц, не достигших 18 лет – первый вторник месяца.
Выходной день – понедельник.
Санитарный день – последний вторник месяца.

Вторник, Четверг, Пятница, Суббота с 10-00 до 18-00
Среда с 12-00 до 20-00 (до 31 марта), с 12-00 до 21-00 (с 1 апреля до 30 сентября)
Воскресенье с 11-00 до 18-00
Цены: Взрослые посетители 100 руб.
Дети в возрасте от 7 до 17 лет включительно; учащиеся школ, средних специальных учебных заведений; пенсионеры; инвалиды III гр. ; работающие инвалиды I и II гр.; многодетные родители 20 руб.

Вход на выставки в выставочных залах музея:

Взрослые посетители. 50 руб.
Льготные категории посетителей 20 руб.

Единый билет в музей и на выставки в выставочных залах:

Взрослые посетители 120 руб.
Льготные категории посетителей 30 руб.

Стоимость индивидуального посещения оранжереи или экспозиции открытого грунта приусадебного участка музея «В лесах, на лугах и на болотах Москвы» с экскурсионным обслуживанием:

Взрослые посетители 100 руб.
Дети в возрасте от 7 до 17 лет включительно; учащиеся школ, средних специальных учебных заведений; студенты дневного отделения; военнослужащие срочной службы; ветераны боевых действий; пенсионеры; инвалиды III гр.; работающие инвалиды I и II гр.; многодетные родители 50 руб.

Стоимость индивидуального участия в программах «Смотри в оба!», «Путешествие в микромир», «Зоопарк в капле воды», в интерактивных программах музея:

Взрослые посетители 60 руб.
Льготные категории посетителей 40 руб.

Участие в программе «Семейный лабиринт» и программе экологических праздников составляет (с учётом входного билета):

Дети от 4 лет 250 руб.
Взрослые посетители 100 руб.
Пенсионеры и учащиеся ВУЗов 50 руб.
Бесплатно: Дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети до 7 лет; студенты дневного отделения; ветераны Великой Отечественной Войны; неработающие инвалиды I и II гр.; ветераны боевых действий; военнослужащие срочной службы; престарелые граждане, находящиеся в домах-интернатах для инвалидов и престарелых; музейные работники.

Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева – единственный музей в Москве, в котором представлены все разделы биологии. Это-комплексный естественно-научный музей, основанный в 1922 г. на базе Музея живой природы Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского.

Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева основан в 1922 году Б.М. Завадовским, крупным специалистом в области физиологии, эндокринологии и биологии, впоследствии академиком ВАСХНИЛ. Идея создания этого уникального проблемно-тематического музея зародилась в недрах народного университета им. А.Л. Шанявского (существовал с 1908 по 1919), где Б.М. Завадовский проходил практикум в лаборатории экспериментальной биологии Н.К. Кольцова.

Музей, впервые в мировой практике музейного дела, показывал такие направления биологии как экология, физиология растений, физиология животных и человека, эндокринология, генетика, теория эволюции.

Сегодня фонды музея насчитывают около 75 000 единиц хранения. Уникальны коллекция антропологических реконструкций (М.М. Герасимова и его учеников – работников Лаборатории пластической реконструкции и Института судебной медицины), коллекция раковин моллюсков (основа собрания – материалы А.Г. Лисиченко, А.П. Соколова), ботанические коллекции музея (в том числе гербарии А. Петунникова), зоологические сборы натуралистов (например, коллекция тушек птиц Е. Спангенберга), коллекция влажных препаратов по аномалиям эмбриологического развития и многие другие. Коллекции пополняются благодаря экспедиционной работе сотрудников музея и высококвалифицированных художников-таксидермистов.

В уютных залах музея на площади всего 900 кв. м размещена уникальная по охвату тем экспозиция, не имеющая аналогов в России: «Биосфера и человек», «Мир животных», «Мир растений», «Физиология и анатомия животных», «Физиология растений», «Эволюционная теория», «Эволюция жизни на Земле», « Происхождение и эволюция человека», «Генетика».

Сохраняя принципы Б.М. Завадовского, музей и сегодня является обучающим, ориентированным на школьную, студенческую, учительскую аудиторию. Экспозиция позволяет проводить экскурсии, в том числе практические занятия, по 60 темам (с учетом всех возрастные категорий посетителей).

Отвечая современным потребностям, музейные педагоги разработали интерактивные программы и экспозиции для детских групп и семейных посетителей (например «Смотри в оба!», биологическая игра «Семейный лабиринт»), а также различные абонементы для младших школьников.

В выставочных залах музея регулярно проходят клубные выставки любителей минералов, кактусов, орхидей, аранжировки растений, работают биологические кружки. В режиме постоянных выставок в экспозиции музея работает выставка «Подводный мир в волшебных шарах».

Сменные выставки из фондов музея отличаются оригинальностью тематик и подачи материала. Ежегодно проводится около 50 выставок, посвященных: отдельным коллекциям, юбилеям великих ученых, культурологическим аспектам и многие другоие. Разработаны и экспонируются передвижные интерактивные выставки: «Руки», «Сокровища морских глубин» и «Остров открытий».

Музей сотрудничает со многими научными, творческими и общественными организациями, принимает участие в федеральных биологических и экологических программах, и по праву может считаться не только учреждением биологического профиля, но и художественно-эстетическим Центром «Человек и природа».

ЗАЛ № 1. «Мир растений»

Хотя зал называется «Мир растений», на самом деле здесь, с точки зрения современной классификации, представлены 3 царства живой природы: дробянки (сине-зеленые водоросли и бактерии), грибы и собственно растения, то есть организмы, традиционно включаемые в курс ботаники.

В разделе «Дробянки» можно увидеть законсервированные культуры бактерий и клубеньки азотфиксирующих бактерий на корнях бобовых растений, лимонит – железную болотную руду, результат деятельности железобактерий, строматолит – результат деятельности сине-зеленых водорослей.

В разделе «Грибы» показано разнообразие форм этого царства, ведь в обиходе грибами называют лишь плодовые тела шляпочных грибов. Они также представлены в экспозиции в виде муляжей, изготовленных А. Ф. Манаевым, кроме того, здесь же расположены плодовые тела грибов-трутовиков, влажные препараты частей растений, пораженных грибами-паразитами, колонии плесневых грибов аспергиллов и пенициллов. Любопытный представитель царства гриб-цветок – диктиофора сдвоенная.

Наибольшая часть экспозиции зала посвящена царству растений. Здесь экспонируются как низшие, так и высшие растения. Низшие растения представлены водорослями и лишайниками. Демонстрируются гербарий и объёмная сушка зелёных, бурых и красных водорослей. В том числе представлено два вида ламинарии, больше известной как морская капуста, литотамнион – водоросль с наружным скелетом, напоминающая коралл, кладофора. Можно познакомиться с различными формами листоватых, кустистых и накипных лишайников.

Из высших растений демонстрируются гербарий, отпечатки ископаемых растений и объемная сушка мхов, плаунов, хвощей и папоротников, в том числе, лист современного древовидного папоротника, ветки и шишки голосемянных растений, например, «живого ископаемого» гинкго билоба. Уникальны модели цветковых растений, изготовленные Н. Н. Кочиным. Интересно познакомиться с коллекцией плодов и семян, способами их распространения. Здесь можно увидеть плоды экзотических деревьев – дынного (папайя), макаронного, колбасного.

В экспозиции также представлены макеты фрагментов экосистем с характерной флорой арктической пустыни и тундры. Центральное место в зале занимает диорама «Пойменный луг», в которой показывается разнообразие растительности заливных лугов.

Экспозиция создана в 1980 году. Автор экспозиции – В. В. Ксенофонтова, ведущий художник – М. М. Рожков. С 2004 года в зале создана сменная экспозиция «Страницы Красной Книги Москвы», в которой показаны ставшие редкими и исчезающими в городе растения, рассказывается о причинах их исчезновения. Авторы экспозиции – Е. Н. Михеечева и В. А. Смирнова, художник – Е. М. Голубятникова.

В зале ведется свыше 10 экскурсий ботанической тематики.

ЗАЛ № 2. «Царство грибов»

Экспозиция зала «Царство грибов» задумывалась как временная выставка. Но благодаря своей востребованности и популярности она надолго осталась в залах нашего музея. На выставке представлена уникальная коллекция – макеты грибов в природной обстановке, выполненные замечательным художником А. Ф. Манаевым. Название выставки отражает ее многогранность. Здесь и сугубо научный подход – представлена систематика грибов, рассказывается о строении грибницы и плодового тела гриба. В экспозиции отражена и гастрономическая составляющая представителей этого царства. Грибы разделены по пищевой ценности на категории, о чем указывают специальные значки в витринах. В царстве грибов нередки двойники, то есть виды, сильно схожие внешне, но обладающие разной степенью съедобности. Грибам-двойникам посвящен отдельный раздел выставки, где можно познакомиться со съедобным двойником белой поганки и мухомора порфирного, узнать с какими «подделками природы» можно столкнуться при сборе боровиков. В зале представлены и различные формы белого гриба, подосиновика, а также портретная галерея грибов великаном и малюток и многое другое. На выставке вы увидите и малознакомые виды: головача и феллоринию, чешуйчатку и мокруху, лопастник и спарассис, и всем хорошо известные белые грибы, сыроежки и подберезовики.

Экспозиция зала была создана в 2008 г. году Е. Н. Михеечевой и художником – Е. М. Голубятниковой. В зале проводится экскурсия «Царство грибов» и лекция по грибам для отдельных посетителей. На выставке можно приобрести брошюру «Грибы-двойники», которая окажет помощь любому любителю «тихой охоты».

ЗАЛ № 4. «Питание. Пищеварение. Обмен веществ»

Экспозиция зал посвящена таким важным проблемам физиологии, как питание, пищеварение и обмен веществ. Причем, эти процессы рассматриваются не только с чисто физиологической точки зрения, но также большое внимание уделяется показу влияния на них условий внешней среды.

На примере различных видов птиц показана изменчивость формы их клювов в зависимости от пищевых предпочтений. Ряд препаратов демонстрирует эволюцию органов захвата пищи в ряду хордовых животных, а влажные препараты выявляют эволюцию пищеварительной системы хордовых от рыбы до млекопитающего.

Центральное место экспозиции занимает электрифицированная схема пищеварительной системы человека. Схему дополняют влажные препараты различных отделов пищеварительной системы животных и человека: язык дельфина, желудок питона. Значительная часть экспозиции этого раздела уделена методам исследования процессов пищеварения. Здесь же представлен классический опыт И. П. Павлова на собаке по изучению деятельности пищеварительных желез методом фистул.

Диорама «Шакал и стервятник» показывает санитарную роль хищников, питающихся ослабленной или мертвой добычей. На диораме «Речные бобры» хорошо видно, как строительная деятельность этих животных связана с их пищевым поведением. Биогруппа «Мышкующая лиса» демонстрирует сложные поведенческие реакции хищника, охотящегося за добычей. На большом количестве биогрупп показывается роль зимней спячки в регуляции процессов обмена веществ и энергии у различных животных.

Отдельно выделена тема «Выделение», представленная влажными препаратами легкого, почек и слепой кишки человека.

В зале ведутся экскурсии «Путь пирожка» для младших школьников и «Пищеварение и обмен веществ» (с демонстрацией опытов) для старшеклассников и студентов.

Экспозиция зала была открыта в 1988 году. Автор экспозиции – Л. В. Серегина (Коковкина).

ЗАЛ № 5. «Кровь и кровообращение»

Экспозиция зала знакомит с актуальными вопросами гематологии – науки о крови, иммунологии – науки о защитных свойствах организма; а также кардиологии, трансплантации и регенерации.

В разделе «Кровь» дается современное представление о системах крови и кроветворения. Клетки крови представлены уникальными электронными микрофотографиями, влажные препараты демонстрируют такие кроветворные органы как красный костный мозг бедренной кости и тимус человека. На других препаратах показаны элементы кровеносной и лимфатической систем.

Роль сердца как насоса, приводящего кровь в движение, его строение демонстрируется на многочисленных влажных препаратах. Показаны сердца различных животных, человека, причем демонстрируется строение сердца, как в норме, так и в патологии.

Раздел «Иммунология», а также связанные с этой наукой проблемы переливания крови и пересадок органов и тканей, представляют значительный интерес в настоящее время. Открывают этот раздел работы А. Г. Лапчинского и В. П. Демихова (собака с пересаженной почкой и двухголовая собака), представляющие исторический интерес. Эти ученые в середине XX столетия на опытах доказали принципиальную возможность пересадки органов от одного организма к другому.

Завершает экспозицию раздел «Регенерация». Способность различных органов и тканей к восстановлению показана на ряде экспонатов: регенерация хвоста ящерицы, конечностей у аксолотля и ряде других.

Экспозиция зала создана в 1985 году. Автор экспозиции – Е. П. Фонина, художник – Ю. З. Ивантер.

В зале ведутся экскурсии «Кровь – река жизни» для младших школьников и «Кровь и кровообращение» (с демонстрацией опытов) для старшеклассников и студентов.

ЗАЛ № 6. «Нервная и эндокринная система»

Экспозиция зала посвящена вопросам эволюции строения и функций нервной и эндокринной систем организма животных и человека. Экспозиция начинается разделом «Эволюция нервной системы», где показаны типы нервной системы у беспозвоночных и позвоночных животных. Подробнее представлен материал по развитию головного мозга позвоночных. В разделе «Строение нервной системы» можно увидеть модели типов нервных клеток, натуральные препараты спинного и головного мозга.

Центральная часть экспозиции посвящена высшей нервной деятельности, т.е. функциям нервной системы. Выразительные биогруппы демонстрируют различные проявления высшей нервной деятельности у животных. Раздел заканчивается материалом о современной методике исследования головного мозга и о мозге – материальной основе мышления и сознания. В этом разделе интересен материал о методике работы профессора И. А. Соколянского со слепоглухонемыми, которая дает возможность ориентироваться в мире людям, лишенным зрения и слуха.

Деятельность организма животного и человека регулируется нервной системой во взаимодействии с эндокринной, этой системе посвящен следующий раздел экспозиции. В экспозиции даны препараты эндокринных желез в норме и патологии. На подиуме витрин можно увидеть уникальные экспонаты, отражающие эксперимент по изучению влияния на организм животных гипофиза, щитовидной и половых желез. Это работы основателя и первого директора музея Б. М. Завадовского и его группы.

Экспозиция зала создана в 1984 году. Автор экспозиции – И. В. Поликарпова, ведущий художник – В. Я. Грачев.

В зале ведутся экскурсии «Кто всему голова» для младших школьников, «Нервная система и высшая нервная деятельность» (с демонстрацией опытов) и «Железы внутренней секреции» для старшеклассников и студентов. Проводится практическое занятие «Физиология мышц».

ЗАЛ № 8. «Жизнь растений»

Экспозиция зала посвящена строению растительного организма и некоторым аспектами использования растений человеком. На примере схем, макетов, влажных препаратов, гербарных листов и других экспонатов посетители могут познакомиться с внешним и внутренним строением основных частей растения – корня, стебля, листа, цветка, плода и семени.

Кроме этого в зале представлены пищевые растения, используемые человеком и продукты, получаемые из них. Пищевые растения представлены натуральными объектами и муляжами: хлебные культуры, овощи, фрукты, ягоды, сахароносные, масличные, пряно-ароматические и тонизирующие растения. Отдельные экспонаты знакомят посетителей с волокнистыми растениями, используемыми для получения волокон и тканей. Часть экспозиции посвящена разнообразию комнатных растений и уходу за ними.

Возле витрин, посвященных комнатному цветоводству, размещается коллекция живых тропических и субтропических растений, демонстрирующая морфологические видоизменения побегов, корней и листьев, вызванные условиями обитания растительных организмов. Над витринами по всему периметру зала можно увидеть фотографии удивительных растений, поражающие человека своими необычными корнями, листьями, цветками и плодами.

Экспозиция зала была создана в 1997 году сотрудниками музея Е. Н. Михеечевой, И. М. Есеновой и М. В. Куликовой, и художниками – В. И. Пагнаевым и М. М. Филатовым.

В зале проводится ряд ботанических экскурсий («Жизнь растения», «Корень», «Стебель», «Лист и фотосинтез», «Размножение растений», «Растения на службе человека», «Удивительное в мире растений», «Комнатное цветоводство») и практических занятий («Путешествие в микромир», «Строение и функции растительной клетки», «Корень, стебель, лист», «Водоросли и высшие споровые растения»).

ЗАЛ № 9. «Смотри в оба!».

Экспозиция «Смотри в оба» посвящена особенностям зрения человека и животных. Этот зал отличается от других залов музея тем, что здесь можно не только осматривать экспонаты, но и брать их в руки, проводя опыты со своим зрением.

Из всех органов чувств орган зрения самый важный – 80-90% информации об окружающем мире человек получает именно с помощью глаз.

Какие бывают глаза у разных животных? Как устроен глаз человека? Как искажает вода? Зачем человеку два глаза? Почему мы видим мир объемным? Ответы на эти вопросы вы найдете, познакомившись с экспозицией.

[В зале есть две темные комнаты – в одной можно провести опыты со светом, в другой попробовать выполнить несколько заданий с помощью разных органов чувств, не используя орган зрения.

В этом зале можно столкнутся с множеством оптических иллюзий, в том числе с «волшебным поросенком», которого не каждому удается погладить!

Также можно узнать, как можно посмотреть мультфильм без телевизора, как видят насекомые, и как выглядят клетки под микроскопом.

Интерактивная экспозиция подготовлена на грант Департамента культуры г. Москвы на развитие дополнительного образования и новаций в организации культурного досуга детей на 2007 год и на грант благотворительного Фонда Дмитрия Зимина «Династия» по результатам конкурса «Научный музей в XXI веке». Зал был открыт в 2008 году. Авторы экспозиции – О. В. Чубарова, Л. А. Васильева, Т. Н. Зубкова, художник-оформитель – Е. М. Голубятникова.

В зале проводятся экскурсии для школьных групп (начиная с 3-го класса), а также занятия для групп родителей с детьми по выходным.

ЗАЛ № 10. «Эволюционное учение Чарльза Дарвина»

Один из самых красивых залов музея, построен в 1959 г. Это первая в России экспозиция по дарвинизму, удачно сочетающая принципы строгой научности и предельной наглядности. Авторы экспозиции Т. А. Вишневская и Р. В. Никитина, ведущие художники В. А. Стенберг, С. В. Стенберг.

Экспозиция раскрывает основные положения эволюционного учения выдающегося английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина. Дарвин впервые объяснил причины изменяемости и многообразия видов, целесообразности и гармонии в природе, доказал необратимость исторического развития природы. Его идеи выдержали проверку временем и легли в основу современной теории эволюции.

Экспозиция начинается с характеристики исторических условий, в которых создавалась эволюционная теория, и кратких биографических сведений о Ч. Дарвине. В зале представлены портреты выдающихся эволюционистов, карта кругосветного путешествия на корабле «Бигль», сыгравшего решающую роль в развитии его взглядов, а также оригинал первого русского издания книги Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1864 г.) с изложением основ его теории.

В разделе «Изменчивость» показаны ее причины и две основные формы изменчивости. Индивидуальная или мутационная изменчивость – основной поставщик исходного материала для эволюции. Различные проявления массовой или средовой изменчивости (экологическая, географическая, возрастная, сезонная) являются результатом эволюции и способствуют лучшему выживанию организмов в различных условиях.

Раздел «Искусственный отбор» знакомит с исходными дикими видами и выведенными от них человеком разнообразными породами кур, голубей, норок, сортами моркови, крыжовника, роз.

Механизм естественного отбора, основанного на вымирании менее приспособленных к среде организмов, показан на примере «индустриального меланизма» у бабочки березовой пяденицы в Англии. Результатом естественного отбора является возникновение приспособлений у животных и растений, способствующих выживанию и успешному размножению: покровительственная или предупреждающая окраска, специфическая форма тела, демонстративное или маскирующее поведение, огромная плодовитость или забота о потомстве и т.д.

Важной составной частью естественного отбора является борьба за существование, которая включает в себя взаимодействие организма со средой, а также межвидовые и внутривидовые взаимоотношения. Сложность взаимоотношений между организмом и окружающей средой раскрывают красочные диорамы: «Птичий базар», «Смешанный лес», «Песчаная пустыня».

Заключительный раздел посвящен проблемам вида и видообразования, которые являются одним из наиболее важных вопросов эволюционной теории.

В зале проводится экскурсия «Основы эволюционной теории» для учащихся старших классов и студентов, а также экологические экскурсии для младших школьников «Жизнь леса», «Жизнь пустыни», «Пищевые связи в природе».

ЗАЛ № 11. «Происхождение и становление человека»

Экспозиция зала посвящена проблеме происхождения и становления человека – одной из самых дискуссионных научных проблем в истории человечества. Еще в глубокой древности были сделаны попытки объяснить, как появились люди на Земле. Одновременно возникают и развиваются две основные теории. В основе одной лежит божественное творение, другой – естественное происхождение человека из мира животных. Большой вклад в решение этой проблемы внес английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин. В 1971 году вышла его знаменитая книга «Происхождение человека и половой отбор». Опираясь на данные различных биологических дисциплин, Ч. Дарвин привел доказательства родства человека с животными, особенно с человекообразными обезьянами и определил место человека в системе органического мира.

Изучение прямых и косвенных доказательств родственных связей человека и животных входит в сферу исследования антропогенеза – процесса происхождения человека, становления его как биологического вида. Прямые доказательства – костные остатки ископаемого человека и его предшественников. Косвенные доказательства наиболее многочисленны. К ним относятся сравнительно-анатомические, физиологические, биохимические, генетические, данные сравнительной эмбриологии, исследование рудиментарных органов и атавизмов.

Особое сходство современного человека отмечено с человекообразными обезьянами. В экспозиции представлена схема эволюции приматов. На ряде экспонатов продемонстрированы сходство и различия в строении человека и человекообразных обезьян.

Основная часть экспозиции посвящена непосредственно антропогенезу – процессу происхождения человека. Основные экспонаты – антропологические реконструкции. Все, кроме одной созданы отечественным ученым М. М. Герасимовым, который вошел в историю мировой науки как автор метода пластической реконструкции. Он впервые доказал, что по черепу можно восстановить облик человека и добиться портретного сходства. В настоящее время наука располагает значительным числом палеоантропологических, археологических и геологических данных, позволяющих в общих чертах осветить ход антропогенеза.

1. Выделяют четыре условных стадии антропогенеза, характеризующиеся определенным типом ископаемого человека, уровнем развития материальной культуры и общественных институтов: Австралопитеки – предшественники человека.
2. Архантропы – древнейшие люди.
3. Палеоантропы – древние люди.
4. Неоантропы – человек современного типа.

Зал построен в 1982 году. Автор экспозиции – А. И. Клюкина, художник – М. М. Рожков. По залу проводится экскурсия «Жизнь древнего человека» и «Происхождение и становление человека».

ЗАЛ № 12. «Подводный мир в волшебных шарах»

Экспозиция зала называется «Подводный мир в волшебных шарах», и это название прекрасно отражает его содержание. Первоначально экспозиция задумывалась как временная выставка, посвященная миру гидробионтов, то есть животных, обитающих в воде. Но в первые же месяцы работы выставка обрела такую популярность, что было принято решение оставить ее в качестве постоянной экспозиции. Секрет такой популярности прост. Традиционные способы фиксации водных животных, как правило, приводят к почти полной потере окраски – даже самые яркие и пестрые тропические рыбы, будучи заспиртованными, выглядят серыми и унылыми. На выставке же использовалась принципиально новая методика, разработанная профессором кафедры биоэкологии и ихтиологии Московской государственной технологической академии, доктором биологических наук А. Е. Микулиным. Экспонаты, обработанные по этой методике – а это более тридцати видов морских и пресноводных рыб – заключены в прозрачные стеклянные шары, наполненные бесцветным фиксирующим раствором – ноу-хау профессора Микулина. Метод обработки и состав раствора позволяют наиболее полно сохранить рисунок и расцветку рыб, благодаря чему экспонаты выглядят очень натурально. Суть метода заключается в том, что рыбы бальзамируются рядом многокомпонентных растворов и фиксируются в конечном желеобразном компоненте. Первый раствор предназначен для усиления естественной окраски рыбы и удаления с поверхности ее тела слизи. Второй раствор усиливает жесткость плавников рыбы, стабилизирует окраску. За долгие годы работы автор проверил более 2 000 композиций фиксирующих составов. В результате удалось достаточно близко подойти к оптимальному методу фиксации целого ряда гидробионтов: представителей карповых, сомовых, окунеобразных рыб, медуз, некоторых видов червей, а также таких мелких животных как коловратки.

В зале можно увидеть рыб коралловых рифов, рыб пресных тропических водоемов, а также наиболее популярные аквариумные виды и некоторые виды средней полосы России.

Экспозиция открыта для посетителей в 2000 году. Авторы экспозиции – М. Г. Лашко и О. А. Зубарева, художники – В. И. Пагнаев и Г. Н. Филатов.

По залу проводится экскурсия «Подводный мир в волшебных шарах», рассчитанная на детей младшего и среднего школьного возраста; по желанию экскурсия может быть адаптирована для более взрослых посетителей.

В зале можно увидеть аквариум с живыми пресноводными рыбками и террариум с водными красноухими черепахами.

ЗАЛ № 13 «Основы генетики» и ЗАЛ № 14 «Изменчивость»

Генетика – наука, изучающая явления наследственности и изменчивости организмов. Первая экспозиция по генетике появилась в Биологическом музее в 1926-1927 гг. Она показывала классические работы Г. Менделя и Т. Моргана, а также результаты экспериментальных опытов по скрещиванию дрозофил, аксолотлей, крыс и морских свинок. Уже тогда в ней выделялись разделы: «Материальные (хромосомные) основы наследственности», «Сцепленное наследование и кроссинговер», «Генетика пола», «Генетика человека и евгеника». Экспозиция несколько раз заново перестраивалась. На Августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года, где генетика была объявлена «буржуазной лженаукой», и только что восстановленная после войны экспозиция была уничтожена. Лишь в конце 1960-х годов она вновь стала демонстрироваться в Биологическом музее. Ныне действующая экспозиция создана в 1973 году. Авторы экспозиции – С. А. Кулешова и Т. А. Вишневская, ведущий художник – В. Н. Кузнецов. В 2002 г. экспозиция была обновлена (авторы версии – Н. М. Иванникова).

В зале проходит экскурсия по теме: «Основы генетики».

Экспозиция 14 зала знакомит с фундаментальными открытиями в области науки о наследственности и изменчивости. Представлены результаты опытов выдающегося чешского ученого Грегора Менделя, который первым сформулировал законы наследования признаков в 1865 г., проводя опыты на горохе. Показаны портреты трех ученых из разных стран: К. Корренса (Германия), Э. Чермака (Австрия), Г. де Фриза (Голландия), которые в 1900 г. пришли к аналогичным с Г. Менделем выводам. 1900 год – считается годом рождения генетики, когда была доказана не только правильность открытых законов, но и их универсальность. В экспозиции обоснованы закономерности наследования признаков у разных растений и животных. Формулируется закон сцепленного наследования, открытый на мушках-дрозофилах американским ученым Т. Морганом. В экспозиции рассказывается о большом вкладе в развитие генетики советских ученых. Н. К. Кольцов развил идею о хромосоме, как сложном высокомолекулярном полимере, обладающем свойством самовоспроизведения. С. С. Четвериков разработал генетико-математические методы изучения популяций. А. С. Серебровский установил делимость гена и разработал теорию его строения.

В экспозиции показана модель молекулы ДНК, пространственная структура которой (двойная спираль) была открыта в 1953 г. американским ученым Д. Уотсоном и английским ученым Ф. Криком.

Экспозиция зала знакомит с типами взаимодействия генов: комплементарностью (на примере наследования окраски шерсти у мышей), полимерией (на примере наследования опушенности семян хлопчатника), эпистазом (на примере наследования окраски коконов тутового шелкопряда), плейотропией (на примере наследования у лисиц и овец). Большое внимание уделено наследованию, сцепленному с полом, и проблеме изменений соотношения полов. Имеется раздел, посвященный закономерностям изменчивости, где на растительных и животных экспонатах иллюстрируется мутационная (изменения в генах и хромосомах) и модификационная (изменение внешнего проявления генов) изменчивость.

Экспозиция знакомит также с закономерностями изменчивости: показаны экспонаты, иллюстрирующие мутационную изменчивость (изменения в генах и хромосомах) и модификационную (изменение проявления гена).

На специальном стенде представлен материал по генетике человека: методы изучения (генеалогический, близнецовый, цитологический), типы наследования признаков, наследственные заболевания.

ЗАЛ № 14. «Генетика человека»

Одна из задач генетики человека – установление возможных причин возникновения наследственных заболеваний и их профилактика, охрана генетической информации от вредных воздействий. Основные закономерности наследственности и изменчивости, установленные Г. Менделем являются справедливыми для человека. В экспозиции зала «Генетика человека» рассматриваются основные методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический, цитогенетический.

Отдельный раздел экспозиции посвящен доминантным и рецессивным признакам человека. «Доминантный» ген способен вызвать свой эффект даже в гаплоидном (единственном) числе, поскольку он сильнее рецессивного гена, находящегося в том же месте парной хромосомы. Когда признак определяется рецессивным геном, для фенотипического (внешнего) проявления этого признака необходимо диплоидное число хромосом (оба гена в одном и том же локусе на паре хромосом). В состав доминантных признаков у человека входят темные и вьющиеся волосы; облысение у мужчин; карие или зеленые глаза; нормально пигментированная кожа; сросшиеся или лишние пальцы на руках и на ногах; положительный резус-фактор. Рецессивные признаки включают прямые, светлые или рыжие волосы; облысение у женщин; голубые или серые глаза; альбинизм; нормальные пальцы; глухонемоту; отрицательный резус-фактор; гемофилию.

В зале рассматриваются типы наследования. При аутосомно-доминантном наследовании гетерозиготное носительство (т.е. больной мутантный ген находится в доминантном состоянии, а рецессивный ген – здоровый) мутации оказывается достаточным для проявления заболевания. В количественном отношении доминантных заболеваний больше, чем рецессивных. Вероятность рождения больных детей в браке гетерозиготного носителя доминантной мутации со здоровым супругом составляет 50%. Поэтому аутосомно-доминантные заболевания часто носят семейный характер и передаются из поколения в поколение, причем среди родственников только со стороны одного из родителей больного.

При аутосомно-рецессивном типе наследования мутантный ген приводит к заболеванию в гомозиготном состоянии (т.е. обе аллели находятся в рецессивном состоянии). У фенотипически (по внешнему облику) здоровых родителей, но имеющих рецессивный ген патологического признака, вероятность рождения больных детей составит 25 %, еще 25 % будут здоровы, а оставшаяся половина окажутся гетерозиготными носителями патологического признака, как и их родители. Особенно повышается частота рецессивных наследственных болезней в изолятах и среди населения с высоким процентом кровнородственных браков. Наиболее типичными болезнями с аутосомно-рецессивным типом наследования являются муковисцидоз, фенилкетонурия, галактоземия, альбинизм, мукополисахаридозы.

В экспозиции обсуждается тема наследования, сцепленного с полом. Признаки, наследуемые через половые X- и Y- хромосомы, получили название сцепленных с полом. У человека признаки, наследуемые через Y-хромосому, могут быть только у лиц мужского пола, а наследуемые через X-хромосому у любого человека. К сцепленным с полом заболеваниям относится, например гемофилия (нарушение свертываемости крови) и дальтонизм (нарушение цветовосприятия).

Под влиянием различных воздействий физико-химическая и морфологическая структура хромосом может изменяться. В основе изменения структуры хромосом лежит первоначальное нарушение ее целостности – разрывы, сопровождающиеся различными перестройками. Другие изменения – отклонения в числе хромосом от нормального их числа – 46. Подобные хромосомные и геномные мутации, а также их последствия – одна из тем экспозиции.

Экспозиция «Генетика человека» построена на основе текстов, схем и фотографий. Экспозиция зала была создана в 1973 г. С. А. Кулешовой и Т. А. Вишневской. В 2007 г. экспозиция была обновлена Н. М. Иванниковой и А. П. Авчуховой.

В зале проходит экскурсия по теме: «Генетика человека». В отдельной части экспозиции проводятся сменные выставки, рассказывающие о выдающихся ученых: генетиках, эволюционистах, палеонтологах, натуралистах.

ЗАЛ № 15. «Развитие жизни на Земле»

Самый новый и один из наиболее зрелищных залов музея. Зал построен в 2002 г. Автор экспозиции М. В. Касаткин, ведущий художник Е. М. Голубятникова.

Экспозиция «Развитие жизни на Земле» создана на современном научном и художественном уровне и не уступает лучшим зарубежным музеям. Она начинается с темы «Макроэволюция», в которой даны теоретические основы этого раздела современной теории эволюции. Одна из витрин посвящена главным направлениям эволюции – биологическому прогрессу и биологическому регрессу. Здесь показаны экспонаты, иллюстрирующие различные способы достижения биологического прогресса по классическим трудам академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена: ароморфоз, идиоадаптация (на примере млекопитающих), дегенерация, эмбриоадаптация. В другой витрине показаны формы эволюции групп организмов: дивергенция (на примере тропических бабочек, птиц и мадрепоровых кораллов), конвергенция (роющие млекопитающие), параллелизм (раковины тропических моллюсков, безногие ящерицы и змеи), а также филетическая эволюция (на примере эволюции отряда хоботных млекопитающих).

Основная часть зала занята красочными палеоландшафтными макетами, расположенными единым поясом вдоль стен. В макетах показаны ландшафты, растения и животные, характерные для каждого геологического периода, начиная от Вендского (650 млн. лет назад) до Антропогенового (он продолжается и сейчас). Все показанные здесь животные и растения – это научные реконструкции, сделанные в уменьшенном масштабе на основе изучения сохранившихся останков. Их названия даны в легендах под макетами.

В витринах ниже макетов расположены палеонтологические экспонаты. Почти все они – подлинные окаменелости. Среди них много редких образцов из Подмосковья и других мест, есть и уникальные по сохранности (например морские ежи и лилии). Только небольшая часть экспонатов – это слепки, сделанные с оригиналов, хранящихся в Палеонтологическом институте Российской академии наук (в том числе черепа динозавров – игуанодона, тарбозавра, протоцератопса и т.д.). В центре зала в стеклянной витрине находится скелет дейнонихуса – небольшого хищного динозавра, жившего в Юрском периоде Мезозойской эры, более 140 миллионов лет назад.

В разделе «Живые ископаемые» показаны реликтовые виды растений и животных, сохранившиеся с древнейших времен до наших дней. В их числе мечехвост, наутилус, панцирная щука с острова Куба, осетровые рыбы, ветки араукарий, гинкго, секвойи. Для сопоставления многие из них выставлены рядом с окаменелостями близких, но ископаемых видов.

В зале проводятся экскурсии для старшеклассников «Развитие органического мира», а также экскурсии для малышей «В мире древних животных», «Обитатели древних морей», «Удивительные динозавры», «Эволюция млекопитающих» с использованием интерактивных средств (раздачей палеонтологических образцов) и демонстрацией фрагментов видеофильмов о вымерших животных.

ЗАЛ № 16. «Природа и человек»

Человек разумный – один из трёх миллионов известных сейчас биологических видов, но очевидно, что вид этот особый, существенно отличный от всех других обитателей планеты. Его давление на окружающую среду по своим масштабам и разрушительной силе сравнимо с самыми страшными стихийными бедствиями. По мнению В. И. Вернадского человек является «геологической силой» на нашей планете. Диорамы, расположенные по периметру зала, показывают природные экосистемы, в разной степени нарушенные деятельностью человека, а также антропогенные экосистемы – созданные человеком.

Диорама «Лес» представляет относительно ненарушенную экосистему, характерную для зоны тайги и смешанных лесов Евразии, – опушку леса (сосняка), граничащую с верховым болотом. Граница двух природных сообществ – особая область, для которой характерно большое разнообразие растений и животных. Леса и болота играют важную роль в поддержании экологического равновесия огромных территорий. Вырубание лесов в таёжной зоне приводит к заболачиванию, а в лесостепной – к эрозии и опустыниванию. Осушение болот приводит к обмелению и пересыханию рек.

Сразу две диорамы под общим названием «Горы»представляют фрагменты экосистем скалистых высокогорий Средней и Центральной Азии. Такие островные, или изолированные друг от друга экосистемы как высокогорья очень уязвимы, так как многие их обитатели являются видами-эндемиками, то есть не встречаются ни на каких других территориях. Однако, даже здесь, в снеге труднодоступных горных вершин, обнаружены загрязняющие вещества антропогенного происхождения, а многие горные обитатели оказались на грани исчезновения по вине человека. Беркут и снежный барс, представленные в витрине, занесены в Международную Красную Книгу как виды, находящиеся на грани исчезновения.

Диорама «Литораль Командорских островов» показывает прибрежную зону, заливаемую водой во время прилива и свободную от воды при отливе. Водные организмы по-разному приспосабливаются к жизни на литорали. Морские звёзды и морские ежи – во время отлива укрываются в литоральных ваннах. Двустворчатые и брюхоногие моллюскипросто закрываются в раковинах. Бурые водорослихорошо переносят временное отсутствие воды. Заросли этих водорослей выполняют роль естественного волнореза, а во время отлива сохраняют влагу для мелких беспозвоночных, оставшихся на берегу. Для обитателей литорали опасны любые химические загрязнения, а особенно – загрязнение нефтепродуктами. Осколки стекла и обрывки сетей, которые в изобилии встречаются в открытом море, травмируют морских обитателей; полиэтиленовые пакеты забивают жабры рыб и дыхательные отверстия китов. Кости на берегу – это все, что осталось от стеллеровой коровы, уникального морского зверя, истребленного охотниками всего за 27 лет в XVIII веке!

Диорама «Городская экосистема»представляет обеднённую экосистему города, населённую видами, способными существовать в близком соседстве с человеком. Таких видов очень и очень немного, зато каждый из них представлен в большом количестве: воробей, сизый голубь, серая ворона, серая крыса… В результате экосистема имеет крайне низкий уровень разнообразия компонентов и, как следствие, обладает низкой устойчивостью.

Поддерживать экологическое равновесие в большом городе помогает «зелёная зона» – скверы, парки и лесопарки. Они являются не только местом отдыха горожан, но и памятниками природы, истории и культуры. Пример такой зеленой зоны представлен на диораме «Парк».

В зале ведется экскурсия «Природа и человек». Зал оборудован видеотехникой с плазменной панелью, по выходным дням по сеансам демонстрируются видеофильмы о природе. Зал создан в 1992 году. Автор – Н. А. Супранкова, ведущий художник – Н. А. Тайдаков. Таксидермия – В. А. Хренов.

Две витрины в зале с 2004 г. используются под сменные выставки, посвященные вопросам экологии. В настоящее время здесь располагается экспозиция выставочного проекта «Россия заповедная – особо охраняемые территории России». Руководитель проекта – А. П. Иванов, художник – Е. М. Голубятникова.

ЗАЛ № 17. «Мир животных»

Экспозиция зала посвящена многообразию форм одного из царств живой природы. Среди остальных царств (дробянок, грибов и растений) именно животные отличаются наибольшей многочисленностью: они насчитывают около 2 миллионов видов.

Конечно, на небольшой площади зала совершенно невозможно показать это разнообразие. Однако, на примере представленного количества типов можно увидеть конкретные проявления этого многообразия животных. Из 40 с лишним типов, принадлежащих животному царству, здесь представлены Губки, Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Иглокожие, Хордовые. Выбор данных типов отнюдь не случаен: эти типы представляют почти 9/10 видового разнообразия царства, и они характеризуют основные планы строения многоклеточных животных.

В каждом типе животные сгруппированы по местам обитания (лес, вода, почва, открытые пространства). Этот принцип показа позволяет увидеть признаки, детали строения, которые служат приспособлениями к условиям среды обитания. Животные представлены чучелами, биогруппами, в виде влажных и сухих препаратов. Географический охват экспонатов очень велик – все континенты Земли представлены в этом зале своими характерными обитателями. Центральную часть зала занимает диорама народного художника РСФСР Е. И. Дешалыт «Тетеревиный ток».

Существенную часть современной экспозиции составляют животные редкие и исчезающие, занесенные в Красные книги и находящиеся под охраной закона: черепаха бисса, белый медведь, среднеазиатская кобра, султанка и другие.

Экспозиция зала была открыта в 1980 году. Автор экспозиции и текста – И. В. Поликарпова, ведущий художник – М. М. Рожков, таксидермия – Е. Б. Антонова, В. Данилов, В. А. Хренов.

В зале ведется около 30 тематических экскурсий зоологической и экологической тематики для организованных групп, для одиночных посетителей предназначены иллюстрированные автогиды.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 117, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.