Формула гениального ребенка

Формула гениального ребенкаАдрес:

Все дети рождаются талантливыми. Но лишь единицы остаются в истории. Те, кто угадал свое призвание и смог его реализовать. Что же происходит со способностями остальных?

Психологи предлагают вниманию две новости: хорошую и плохую. Хорошая: раскрывать творческие и интеллектуальные способности ребенка полезно. Не для папы с мамой (мол, вон какого писателя, математика, художника вырастили!), а для самого карапуза. Самореализация — залог здоровья, причем как душевного, так и физического. Это сказал А. Маслоу, основоположник мотивационной психологии. А остальные его коллеги и медики согласились.

Дело даже не в том, чтобы прославиться. Маслоу говорит, что можно быть гениальной домохозяйкой или бухгалтером. Главное, делать именно то, что больше всего нравится и получается, собственным оригинальным способом. И тогда в судьбе все складывается: приходят и материальный достаток, и признание, и любовь. В народе о таких гармоничных личностях говорят: везунчик!

Теперь плохая новость: воспитать творческую личность невозможно. Пятнадцать лет назад никому не известная психолог-практик Джудит Харрис взорвала спокойствие педагогов, ученых и родителей наивным вопросом: "А с чего вы взяли, что интеллигентные родители имеют умных и успешных детей благодаря своему правильному примеру и воспитанию? Или что именно крики и шлепки пап и мам формируют криминальную личность? Может, просто от умных и спокойных родителей рождаются умные и спокойные детки, а от агрессивных родителей, не способных удержаться от оплеухи, появляются агрессивные потомки? Настолько агрессивные, что и приемных интеллигентных родителей доведут до рукоприкладства…"

Найти контраргументы научная общественность так и не смогла. А Харрис развила свою мысль дальше: все, что могут передать родители своим деткам, — это гены. А уж как там малышей ни развивай, к подростковому возрасту все равно все достижения дошкольного периода сойдут на нет. Единственное, что может подтянуть ребятишек, — общение с более развитыми сверстниками. Вы вздохнули с облегчением: здорово, никакой ответственности! Или расстроились: а как же воспитание и положительный пример?

А давайте не верить никому на слово. Проведем-ка собственное расследование! Возьмем, к примеру, 10 безусловно выдающихся личностей и попробуем проследить, что у них общего в наследственности и в воспитании. Видимо, это и будут факторы, способствующие творческой реализации. И решим, можно ли что-то перенять из опыта родителей этих креативных персон.

Итак, 10 гениев. Кто приходит на ум? Только, чур, выбираем из разных областей: музыка, живопись, военное дело, наука, литература. Ну, конечно же, Моцарт и Бетховен, Леонардо да Винчи и Пикассо, Македонский и Чингисхан, Эйнштейн и Ломоносов, Пушкин и Шекспир. Их детство и исследуем.

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
В17 лет управлял Македонией. Завоевал к 25 годам все известные ему страны, кроме Индии. Отец сам своим мечом создал себе царство, мать внушала сыну, что на самом деле его отцом был Зевс. Учитель Македонского — Аристотель.

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ
Начал играть в три года, подражая сестре, в пять — сочинял менуэты. Папа — известный скрипач и преподаватель музыки. Мама аккомпанировала сыну. Видел свои произведения сразу законченными, от первой до последней ноты.

ЧИНГИСХАН
Его отец жену украл после первой брачной ночи у вождя другого племени. Собрал под своим руководством тех, кого выгнали за агрессивность из родных кланов. Жил набегами на соседей. Завоевал полмира. Поддерживал науку и искусство.

ШЕКСПИР
Отец — перчаточник. Впервые упомянут в летописях как человек, не убирающий мусор со своей улицы. Дослужился до бургомистра, затем разорился. Платил огромные штрафы за то, что не посещал по воскресеньям церковь. Возможно, был тайным католиком.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН
Его отец видел в сыне лишь средство заработка и не дал ему поучиться в школе. Но композитор сам освоил несколько языков. Содержал младших братьев, страдающих синдромом Дауна. Оглох из-за унаследованного от папы сифилиса.

АЛЕКСАНДР ПУШКИН
Род отца ведется от "немец из Ратши". Были думными дворянами, воеводами. И бунтарями. Где смута — там и Пушкины! Помогли Романовым взойти на престол, но прогневили Петра I, отказавшись посылать детей на историческую родину в Европу.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Папа, не дождавшийся наследников в официальном браке, забрал четырехлетнего сына к себе. Молоденькая мачеха баловала пасынка. Скончалась, когда тому шел 14-й год. Отец женился снова… Родилось еще двенадцать детей. Не гениев.

ПИКАССО
Родившись, не подавал признаков жизни. Брат матери, зашедший проведать роженицу, от расстройства закурил и выдохнул в задумчивости дым в лицо "мертвому" племяннику. Тот закричал. Его начали выхаживать — и младенец выжил!

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН
Получил от няни прозвище "увалень" (Пушкина мама звала так же!), а от одноклассников — простак. Давал концерт на скрипке в защиту жертв нацистской Германии. Туфли шнуровал резинкой, что-бы не тратить время на завязывание.

МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ
Лучшие воспоминания связаны с тем временем, когда он ходил с отцом на рыбалку. Отец сдавал в аренду рыбацкие лодки, имел корабль. Гордился сыном, который одиночку выстаивал в кулачном бою против половины деревни. Но попал под влияние третьей жены и хотел женить сына, чтобы тот "оставил книжную дурь".

АВГУСТА ЛАВЛАИС, УРОЖДЕННАЯ БАЙРОН
Известна созданием описания вычислительной машины и программы для нее. Мать Анна за свое увлечение точными науками получила от мужа, лорда Байрона, прозвище "Королева параллелограммов". Родителей Августе заменила супружеская пара знаменитых математиков (Огастес де Морган и Мэри Соммервиль).

Дело в папе!
Очень важны профессиональные амбиции отца. Даже если папа продавец, нотариус или рыбак, как у Шекспира, Леонардо да Винчи или Ломоносова. Главное, чтобы он был мастером своего дела, достиг высот, до которых его товарищи дорасти не смогли. Лишь отец Эйнштейна не был особенно удачлив в работе, зато отличный пример показывал дядя, брат отца, живший в семье мальчика. Все остальные девять гениев имели отцов, беззаветно влюбленных в свое ремесло.
ВЫВОД: папам нужно максимально реализовываться. А мамам поддерживать свои половинки в карьерных устремлениях. Причем работа должна приносить удовлетворение, а не только деньги.

Шестеро из десяти гениев переняли мастерство от отца. Ведь это сейчас родители работают где-то в офисе, на производстве. А раньше отцы устраивали мастерские, лавки, приемные прямо в своем жилище, будь то хибарка, юрта или дворец. И дети могли наблюдать, как отец пишет картину, разучивает полонез, муштрует воинов, читает свои стихи. Так было и с Пикассо, и с Моцартом, и с Бетховеном, и с Пушкиным, и с Александром Македонским, и с Чингисханом. Хотя возникает сомнение: может, дело не в примере, а в генах? Однако стихосложением в доме Пушкина увлекались и слуги (камердинер написал ямбом две баллады), и гувернеры, и гости. Уж им-то свои гены рифмоплетства отец Пушкина никак передать не мог. Из четверых же сыновей Бетховена стал музыкантом лишь Людвиг. Ну а о сомнительном отцовстве родителей Чингисхана и Александра Македонского мы уже упоминали. Однако мальчики переняли их амбиции. Все-таки, как ни крути, существенной является мужская ролевая модель (для мальчиков, а для девочек — женская). Думаете, формула раскрытия способностей уже найдена? Занимайтесь любимым делом при ребенке того же пола — и дело в шляпе? Не так все просто. Одно наблюдение, без участия, мало что дает. Пикассо разрешал семилетнему сыну подрисовывать голубям лапки и фон в своих картинах. Четырехлетнего Чингисхана отец брал в небольшие набеги. Александру Македонскому папа разрешал иногда поуправлять страной вместо себя.

Это же подтвердили и эксперименты с животными. Одним крысятам поставили в клетки разноцветные яркие горки, качели, колеса, зеркальца, мостики. Другим ничего этого не дали, но оборудовали их домик так, чтобы они могли наблюдать за играми первых. А третьих поместили отдельно, чтобы ни развлекаться не могли, ни наблюдать. В итоге масса коры головного мозга крысят из первой клетки оказалась на 25% больше, чем во второй и третьей. А масса мозга "наблюдателей" ничем не отличалась от тех, которые ничего не видели. Участие — вот что главное!
ВЫВОД: знакомьте детей со своим любимым делом. Время, которое вы посвятили вышивке, гитаре, репетиторству на дому, не украдено у ребенка, а, наоборот, обогатило и его. Только не забывайте привлекать сына или дочь, доверяйте вышить листочек, взять пару аккордов, проверить работу ученика.

Всего у троих вундеркиндов родители были профессиональными педагогами — у Моцарта, Пикассо (отцы) и у Ломоносова (мама учила читать так, как это делал ее отец-дьяк, на то время не только священник, но и преподаватель начальной школы). Результаты оказались превосходными.

А вот попытки учителей обучить пятилетнего Эйнштейна читать и играть на скрипке не увенчались успехом. Он был не в состоянии усидеть на месте, приходил в ярость и швырялся стульями.

Педагоги отказались с ним заниматься. Зато дядя малыша, живший с ним с детства, смог привить вкус к математике. "Алгебра — веселая наука. Когда мы не можем обнаружить животное, за которым охотимся, мы временно называем его икс и продолжаем охоту, пока не засунем его в сумку!" — так образно объяснял решение уравнений дядя Якоб.

Отец Бетховена также нанимал учителей для Людвига с трех лет, чтобы сделать из него второго Моцарта. Многочасовые рутинные занятия за инструментом, наказания за малейшую ошибку были тягостны для малыша, — и вундеркинда из него не вышло. Отец утратил к сыну интерес. Возможно, именно благодаря тому, что папа оставил будущего композитора в покое, мы теперь можем наслаждаться "Лунной сонатой" и одой "К радости".

Большинству будущих гениев профессиональные учителя понадобились лишь в подростковом возрасте либо в юности. Детство им было необходимо для наблюдений, выработки собственной оригинальной манеры мышления или эстетической системы. Среди современных детей с самым высоким коэффициентом интеллектуального развития и юных изобретателей нет ни одного, с кем бы в детстве занимались по методикам раннего развития. Очень мало и тех, кто ходил в детский сад.
ВЫВОД: не спешите с обучением крохи у педагогов. Лучше занимайтесь с сыном или дочкой сами. Играя, как отец Моцарта или дядя Эйнштейна, либо привлекая к созданию общей работы, как папа Пикассо, а то и просто нагружая память, как мама Ломоносова. Главное, чтобы это делалось с любовью и оба получали от занятий удовольствие. А можно и не учить кроху, а предоставить ему условия для самостоятельного развития и не мешать.

Семейная атмосфера
Восемь выдающихся личностей из десяти росли в средних материальных условиях. На образование и хорошее питание для детей хватало. Однако ребятишки знали, что необходимо было освоить профессию, дабы обеспечить себя в будущем: особого наследства ожидать не приходилось. Один Александр Македонский воспитывался как обычный солдат, но все же знал, что с голоду точно не умрет: царевич все-таки. А Чингисхан, наоборот, десять лет после смерти отца, с самого нежного возраста, был вынужден ловить рыбу и сурков, чтобы прокормиться самому и поддержать мать и младших братьев с сестрой.

Среди современных гениев практически не встречаются дети олигархов или принцы. Так же, как и выходцы из семей нищих и безработных.
ВЫВОД: главное — не количество денег, которое вы зарабатываете, а качество их применения. Важно предоставить ребенку возможности для полноценного развития и формирования крепкого здоровья.

У всех перечисленных гениев была полная семья, хотя бы первое время, лет до 4-5. Лишь Леонардо да Винчи был незаконнорожденным. Его взяли от матери в отцовскую семью к мачехе, когда ему исполнилось всего 4, но до этого папа регулярно проведывал сына с рождения. Чингисхан потерял отца в пять лет, Ломоносов маму — в девять. Отец Александра Македонского бросил мать и женился на молоденькой, когда сын уже отметил свое совершеннолетие. У остальных родители были рядом все детство.
ВЫВОД: старайтесь сохранить свои супружеские отношения! Это важно не только для вас, но и для ребенка. Отец не обязательно должен быть родным. Например, отцовство пап Чингисхана и Македонского под вопросом. Так что подходит и отчим!

Из пятерых гениев, обучавшихся в школе (Шекспир, Пушкин, Пикассо, Леонардо да Винчи, Эйнштейн), ни один не поражал педагогов успехами. Ни один не был круглым отличником. Ни один не получил нормального аттестата. Шекспир не доучился. Пушкин был не аттестован в Лицее по половине предметов. Пикассо дали документ об окончании школы лишь благодаря связям отца. Леонардо да Винчи не смог научиться читать, понимать латынь и был вынужден изучать природу не по книгам а наблюдая полет птиц, течение ручьев, рост цветов и препарируя умершие организмы. Опередил методику научного познания на несколько веков и сделал свои удивительные открытия и изобретения.

Признание учителей гении получали уже ближе к двадцати годам. Пушкин в семнадцать потряс Державина своей знаменитой одой "Вольность". В 26 лет Эйнштейн уже создал теорию относительности. А Ломоносов в 20 лет за год прошел сразу три класса, причем столь успешно, что начальство "Спасской школы" хлопотало о его поступлении в Университет.

Между тем детские психологи говорят, что самый большой контингент их клиентов — это мальчики 6-7 лет, часто левши. Они хорошо читают, считают, рисуют, мастерят и придумывают увлекательные истории. В садике они были лучшими, и родители готовились к блестящей учебе ребят в школе. Но первая же четверть показывала — отличников из них не выходит. Дети занимаются лишь тем, что им интересно, и так, как им удобно, не уделяя соблюдению правил и оформлению работы должного внимания. Как же они будут получать аттестат, поступать в университет? — беспокоятся мамы и папы. И просят у психолога превратить их замечательных творческих детей в исполнительных клерков: мол, творчеством будут заниматься после школы, а пока главное — аттестат. И это — в первом классе!
ВЫВОД: разрешите малышу проявлять больший интерес к одним предметам и меньший — к другим. У ребенка должно быть не меньше трех часов в день на любимое дело, чтобы раскрыть свои способности!

А еще все наши творцы — левши. Под вопросом лишь Чингисхан и Шекспир. То, какой будет ведущая рука, в основном наследуется от отца либо закладывается внутриутробно, когда есть определенные сложности с беременностью матери.

Ваш карапуз не левша? Не расстраивайтесь! На самом деле ни один из креативных левшей, живших ранее конца двадцатого века, настоящим левшой не был! До конца XX века всех ребятишек, которые стремились брать игрушки, ложки и карандаши в левую руку, непременно переучивали.

И эти люди становились амбидекстерами: владеющими хорошо обеими руками. Моцарт, Бетховен писали для левых рук более сложные партии, Леонардо да Винчи рисовал и писал обеими, а Пушкин писал правой, а рисовал левой. То же относится и к остальным выдающимся левшам. Соответственно развивались оба полушария мозга и связи между ними! Да, это была сильная нагрузка на детскую психику. Не случайно среди душевнобольных процент левшей тоже высокий. Возможно, таковы издержки переучивания мозга. Зато выдерживавшие супернагрузку впоследствии становились суперлюдьми! Среди современных же вундеркиндов, которых не принято переучивать, левшей не больше, чем в обществе в целом: 20%. А еще есть мнение, что лишь рожденные зимой и весной становятся гениями. Проверим? Моцарт — январь. Бетховен — декабрь (неточно). Леонардо да Винчи — апрель. Пикассо — октябрь. Шекспир — апрель. Пушкин — июнь. Эйнштейн — март. Ломоносов — ноябрь. Македонский — июль. Чингисхан — предположительно май. На самом деле гений может родиться в любой месяц. Величайшие возможности заложены в каждом младенце. Главное, дать им раскрыться!
ВЫВОД: учите малыша рисовать и писать обеими руками: мол, давай посмотрим, чем отличаются твои работы, выполненные разными руками? Хорошо также играть на инструменте, рукодельничать (задействованы две руки). Так вы поможете раскрыть потенциал обоих полушарий, установите связи между ними. Только делайте это в игровой форме и следите, чтобы кроха не уставал.

Установлено, большинство выдающихся людей родились от пожилых отцов и юных матерей. Впрочем, и ничем не прославившиеся личности тоже имели великовозрастных пап и молодых мам. Так было принято. Мужчина готовил материальную базу, прежде чем обзаводиться семьей. Так что под венец он шел уже после сорока. А девушек родители старались выдать замуж как можно раньше. Но и сейчас, когда распространены ранние и средние браки, замечено, что дети от отцов старше 35 лет здоровее, крепче и более развиты. Оказывается, к этому возрасту у мужчины подвижными остаются лишь полноценные сперматозоиды.
ВЫВОД: родить будущего гения никогда не поздно!

Женское влияние
Восемь гениев из десяти росли, что называется, маменькиными сынками. Мамы их обожали. И даже если учителя в ужасе разбегались от "необучаемых" подопечных (Эйнштейн, Пушкин), если они дольше других детей не разговаривали и были не в состоянии освоить азбуку (те же плюс Пикассо и Леонардо да Винчи), для своих родительниц они все равно оставались самыми лучшими. Мамы просто слепо верили в великое будущее своих неуклюжих сокровищ! Сын Зевса — так называла Александра Македонского Олимпиада. "Ты станешь генералом или папой римским!" — уверяла Пабло донья Мария Пикассо. "Ты прославишь нашу семью на весь свет!" — внушала маленькому Альберту Паулина Эйнштейн. "Ты родился со сгустком крови в кулаке! Завоюешь мир", — шептала Оэлен над колыбелью Чингисхана. А мамы Моцарта и Бетховена просто сильно любили их и всегда были рядышком вместе со вкусным обедом и словами утешения. Все восьмеро находились под сильным влиянием матерей всю свою жизнь. Посылали им подробные письма-отчеты, советовались о каждой мелочи.

Эта инфантильность имеет и другую сторону: сохраняя в своей душе ребенка, взрослые люди могли смотреть на мир объективно, не засоряя свое мышление штампами и сохраняя детскую любознательность. Как тот малыш из сказки, что, воскликнул: "А король-то голый!"

Лишь маленького Пушкина маменька терпеть не могла за неповоротливость. Однажды она год не разговаривала с семилетним малышом. Хорошо, что была другая женщина, обожавшая его до потери памяти: няня Арина Родионовна. Ей было жаль кроху, которого обижали родители, и она, наоборот, выделяла его и баловала. Об отношениях же Шекспира с матерью достоверных сведений нет.
ВЫВОД: маме нужно верить в своего ребенка, даже если он в чем-то пока хуже других детей. Любить его просто так, за то, что он есть. Внушать ему великие цели и готовить для интересной, насыщенной жизни.

Всего три гения имели родителей из одной и той же местности: Шекспир, Ломоносов и Эйнштейн. Отец Александра же был македонянин, а мать — из Эпира. Отец Чингисхана — монгол, а мать — татарка с примесью славянской крови. Отец Пушкина происходит из обрусевших немецких дворян, а дед матери — эфиоп. Отец Моцарта — немец, мать — австрийка. Отец Леонардо да Винчи — итальянец, а мать — с Ближнего Востока, по разным версиям арабка или азербайджанка. Отец Бетховена родом из Фландрии, а мать — немка.
ВЫВОД: при смешивании разных генов получается хороший результат. Вы с супругом одной национальности? Не расстраивайтесь. Изучите свою родословную и будете приятно удивлены! И ни в коем случае не прививайте детям расовых предрассудков. Внук-гений — тоже неплохо!

Шестеро великих были старшими в семьях, рядом росли младшие братья и сестры, о которых они заботились и с которыми приходилось конкурировать. Это Чингисхан, Шекспир, Пикассо, Леонардо, Эйнштейн, Бетховен. Двое — Ломоносов и Македонский — были единственными детьми. Им посвящалось все внимание, вся любовь родителей. Но их и жестче контролировали. Еще двое — Пушкин и Моцарт — имели старших сестер, за которыми тянулись в своем развитии, старались подражать (первый — в стихосложении, второй — в музицировании).

Кстати, среди современных вундеркиндов большинство имеет младших сестер, реже — братьев либо старшую сестру. Правда, есть статистика, что единственный ребенок учится лучше, чем его ровесник из многодетной семьи. Но это объясняется социальными причинами. И к тому же успехи в школе — не показатель креативных качеств.
ВЫВОД: чтобы вырастить творческую личность, не обязательно ограничиваться одним ребенком. Братья и сестры стимулируют развитие.

Заметили, что все рассмотренные нами гении мужского пола? Неужели быть мальчиком — это одно из главных условий творчества? Но ведь только в последние 50 лет женщинам не отказывают в праве на самореализацию. Именно поэтому первый в мире программист, опубликовавший в 1843 году описание работы вычислительной машины и создавший термины "цикл", "рабочая ячейка", "подпрограмма", подписал свой труд A.L. Это была дочь Байрона Августа Лавлайс. Быть ученой или писательницей для женщины считалось постыдно. Поэтому креативные импульсы старательно подавлялись. А если жажда творчества превышала чувство самосохранения, то авторство скрывалось за инициалами или мужским псевдонимом, например Жорж Санд. Сегодня самый юный человек на планете с наиболее высоким умственным коэффициентом — это четырехлетняя Джорджия Браун. Девочка.
ВЫВОД: у вас дочь? Важно, чтобы перед ее глазами была женская ролевая модель творческой личности. Мама, старшая сестра, тетя, крестная — кто-то из близких женщин должен быть самореализованным и приобщать к этому девочку. А папа пусть просто любит свою принцессу.

{IF_XF_latitude}Карта проезда:

{/IF_XF_latitude}

Похожие публикации

(Всего просмотров: 6, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.