Дорогие дети

Дорогие детиАдрес:

Дети — удовольствие дорогое. Многие родители ощущают это непрерывно, но жаловаться тут не приходится — ведь все стремятся к тому, чтобы детство их малышей было безоблачным, благополучным и счастливым. Впрочем, что такое счастье, каждый понимает по-своему.

Некоторые родители простодушно считают, что счастливое детство находится в прямой зависимости от их финансовых возможностей. И что необходимо дать детям все, чего они только не пожелают. Дать — стало быть, купить. Купить — стало быть, заработать.

Дети — известные вымогатели. И тут надо быть настороже — ни в коем случае нельзя давать манипулировать собой. Бывает так, что родители, не выдерживая натиска капризов ребенка, идут на попятную: "Если ты будешь меня слушаться, я куплю тебе… чупа-чупс" (компьютер, мерседес последней модели — в зависимости от возраста дитяти и финансовых возможностей семьи). О, разумеется, он послушается, тут бы всякий послушался, но только на время… А заодно и сообразит, как ловко можно использовать собственных родителей. Нужно ли говорить о том, что, вне зависимости от ваших финансовых возможностей, это абсолютно запрещенный прием.

Но далеко не все родители убеждены в том, что детям положено "все лучшее". Среди таких "неправильных" пап был и ударник капиталистического труда господин Рокфеллер.

Он ввел в своем большом доме особые бухгалтерские книги, в которых ежедневно производились записи товарно-денежных отношений с его четырьмя детьми. Например, за убитую муху ребенок Рокфеллера получал 2 цента, 10 центов — за заточку карандаша, 5 — за занятие музыкой. День без сладкого сулил вознаграждение в 2 цента, каждый последующий — еще по 10. Десять выдернутых сорняков в саду ценились в 5 центов, в 15 — колка дров, обязанность перед сном погасить свет во всем доме — в 10 центов в день. У всех четверых был один велосипед, а дочери до 16 лет ходили в старых, залатанных платьях. Кроме того, в семье существовала система штрафов, которыми дети облагались за опоздание на обед, плохие отметки в школе и неряшливый вид. Такое специфическое воспитание Рокфеллер применял не из скупости, а чтобы дети учились трезво смотреть на вещи, знали не только парадную сторону жизни, но и ее изнанку и тем самым хорошо подготовились к грядущим трудностям, неизбежным в жизни любого человека. Во всяком случае, именно так про систему воспитания Рокфеллера принято считать.

По его стопам пошел и Билл Гейтс. Он заявил, что "взрослеть, обладая миллиардами долларов, неконструктивно". Поэтому наибольшая часть его состояния (43 миллиарда долларов) не достанется его пятерым детям, а пойдет на благотворительность.

Ребенок живет не на необитаемом острове и достаточно рано понимает, что деньги играют в жизни большую роль, какой бы ни была его семья — обеспеченной или не очень. В 3-4 года малыш уже отлично знает, что деньги — это такие интересные бумажки и металлические кругляшки, которые отдают в магазине, обменивая на всякие полезные вещи: игрушки, конфеты, мороженое и жвачки. Так что уже с этого возраста можно рассказывать детям, что такое на самом деле деньги и как они зарабатываются.

Объяснить это несложно. Родители ходят на работу, где они стремятся заработать как можно больше денег, чтобы потом как можно больше всего нужного купить. При этом важно, чтобы ребенок уяснил, что именно тот, кто деньги зарабатывает, и принимает решение, на что их потратить. Например, решает, что хорошие продукты или уроки английского важнее новой игрушки. А еще ребенок должен понять, что все, что хочется, купить ну никак нельзя — приходится выбирать, поскольку деньги имеют свойство заканчиваться.

Для большей наглядности можно поиграть с малышом в магазин — это, кроме всего прочего, стимулирует его интерес к счету.

Даже младенец понимает, что такое деньги. Конечно, на своем уровне. Ему, разумеется, все равно, какой подкладывают подгузник. Но если мать обременена ежедневной стиркой и валится с ног от усталости, у нее остается меньше времени, чтобы побыть с малышом. Серьезные денежные проблемы неизбежно лимитируют общение. И ребенок на своем уровне четко осознает, достаточно ли о нем заботятся, старательно ли ухаживают, есть ли у него эмоциональная поддержка, когда ему плохо.

Первые деньги, которые поступают в личную собственность ребенка — это "карманные". Чаще всего родители начинают давать их, когда он идет в первый класс.

Желательно, чтобы это была фиксированная сумма, размер которой вы определите сами, исходя из ваших возможностей и повседневных потребностей ребенка.

Выдавайте карманные деньги регулярно, например, раз в неделю. Кроме того, объясните, что, получив определенную сумму, ему совсем не обязательно тратить все деньги сразу. Наоборот, несколько купюр можно отложить в специальную коробочку — эта процедура должна понравиться малышу. Можно предложить копить не "просто", а "на что-то". (В эту коробочку и вы можете время от времени подбрасывать какую-то мелочь — так процесс пойдет быстрее).

Только не критикуйте его выбор, даже если вам кажется, что ребенок копит на какую-то совершенно дурацкую вещь — это его деньги, он вправе потратить их по своему усмотрению.

И разве вы сами никогда не делали бессмысленных покупок? Чем раньше ребенок начнет учиться тратить, тем быстрее сообразит, как делать это с умом.

Дайте понять ребенку, что деньги — это еще возможность сделать приятное своим близким. Будет здорово, если однажды он откажет себе в шоколадке и принесет розочку ко дню рождения бабушки, например.

Следите и за тем, чтобы дитя все-таки не превратилось в скупого рыцаря и не экономило, скажем, на завтраках. Карманные деньги — это те деньги, что изначально предназначены именно для свободных трат.

Психологи считают, что умение распоряжаться этими, пусть и небольшими деньгами — важная ступенька на пути к формированию самостоятельности и чувства ответственности.

Сама выдача денег и их сумма не должны зависеть от поведения ребенка, от того, какие он принес оценки, как себя вел, помогал ли по дому, был ли наказан в школе. В некоторых семьях детям платят за хорошие оценки, мотивируя это тем, что учеба, мол, тоже работа, причем работа тяжелая, а всякий труд должен быть оплачен. Это неправильно. Во-первых, как ни банально это звучит, ребенок учится все-таки не ради отметок, а ради знаний. А во-вторых, оценки сами по себе — своего рода эквивалент денег, и дополнительного, двойного поощрения тут не требуется.

Некоторые родители (вспомним Рокфеллера) практикуют систему выплат за всевозможную домашнюю работу: мытье посуды, уборку, прогулку с собакой… Это тоже чересчур, считают психологи. Так можно развить в ребенке весьма неприятную черту — алчность — и вырастить человека, у которого и зимой снега не допросишься. Со своей-то собакой можно и "за так" погулять… А вот если речь идет о прогулках с чужой собакой — это уже работа, за которую вполне можно получать деньги. Но это уже касается ребят постарше, лет с 12… Этап "зарабатывания" становится, как правило, следующим пунктом финансового обучения после карманных денег.

Психологи считают, что в отношении денег мы не можем отделаться от стереотипов, привитых нашими родителями. Исключением, подтверждающим правило, являются случаи, когда родители были откровенными транжирами или, напротив, чрезвычайно скупыми людьми, и дети, став взрослыми, стараются вести себя абсолютно противоположно им.

Ученые установили, что отношение к финансам существенно влияет и на выбор спутника жизни. Комментируя этот факт, психолог Донна Доусон говорит, что для длительных взаимоотношений партнеры должны разделять основные взгляды и ценности друг друга, а деньги в современном обществе как раз и относятся к одним из основных ценностей.

Так что если у вас есть желание видеть своих детей обеспеченными людьми, им не обязательно передавать по наследству состояние. Достаточно, чтобы они унаследовали ваше правильное отношение к деньгам. Впрочем, оно может быть и неправильным, но в таком случае должно настолько шокировать детей, чтобы они, повзрослев, стали делать все абсолютно наоборот.

"Если вы мечтаете лишь о деньгах, вы лишь их и получите», — сказано в одном мудром изречении. И действительно, если деньги нужны для того, чтобы стать богатым, они приводят в тупик. Но если они символизируют движение, то их количество становится показателем развития личности.

АГЕДОНИЯ: болезнь толстых кошельков
Хорошо быть здоровым и богатым, плохо — бедным и больным. Казалось бы, это аксиома. Однако российские медики обнаружили новый, весьма популярный недуг, которым страдает наиболее обеспеченная часть общества. Называется болезнь "агедония", в буквальном переводе с греческого — отсутствие желаний. Это особый вид депрессии, когда богатый человек уже осуществил все свои мечты, приобрел то-то и то-то, съездил туда-то и туда-то, и тут желания вдруг взяли и кончились. То есть, все приелось и ничто не радует. Царевна Несмеяна, одним словом. В результате несчастный теряет способность воспринимать положительные стороны жизни, становится раздражительным, а в случае активного приема антидепрессантов, как говорят врачи, "эмоционально стерильным". То есть, ничто человека не волнует, исчезают привязанности и сильные эмоции. Этот печальный недуг распространяется не только на богатых людей, но и, разумеется, на членов их семей, включая малолетних.

{IF_XF_latitude}Карта проезда:

{/IF_XF_latitude}

Похожие публикации

(Всего просмотров: 7, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.