Да здравствует любознательность!

Да здравствует любознательность!Адрес:

Представление о мире у ребенка формируется в режиме non-stop. Он жаждет неиссякаемого источника информации. Мама, открой доступ!

Грудничок считает своей Вселенной мамочку. Поначалу ему достаточно того, что она обеспечивает ему комфортные условия. До тех пор, пока на горизонте не появится что-то еще. Непонятное, но занятное. Его хочется познать. С одинаковым любопытством кроха поворачивается на звук и всматривается в игрушки, прикасается к стенкам кроватки и пробует на вкус край полотенечка. Он настойчив и неутомим в своих экспериментах. Для того чтобы такое стремление познавать сохранилось на всю жизнь, родителям следует всячески его поощрять и подпитывать.

Мы, взрослые, уже давно привыкли, что можно голос близкого человека услышать на расстоянии и одним движением пальца управлять бытовой техникой. Появление цветов из-под снега мы вообще воспринимаем как само собой разумеющееся явление. А ведь это чудо! И малыш искренне удивляется, радуется тому, что сумел это заметить и, конечно же, желает разобраться что к чему.

Разумеется, ему нужен соратник в столь увлекательном деле. Ребенок ощущает потребность разделить с кем-то свои эмоции. Достаточно услышать от мамы или папы что-то вроде "здорово!", "вот это да!", дабы получить толчок к осмыслению увиденного. Вместо этого многих детей останавливают, ругают и даже запрещают самостоятельно искать ответы на вопросы. Не делай этого!

Постарайся взглянуть на мир глазами ребенка. Учись у него видеть во всем только хорошее. Тогда поймешь, как много для него значит шаловливое сбрасывание игрушек со столика или монотонное вытряхивание мячика через крошечную дырочку коробки.

На первый взгляд кажется, нет ничего страшного в том, что у карапуза отобрали, скажем, пульт от телевизора. Поплачет и успокоится. В конце концов его можно отвлечь, и он быстро все забудет. Но так ли это? Если кроха просто схватил то, что попалось под руку, его действительно легко переключить на другой предмет. Малыш в течение длительного времени "вел охоту" за вожделенным пультом, прилагал усилия, чтобы до него добраться, использовал дополнительные предметы, чтобы дотянуться? Отнять "добычу" означает лишить желания добиваться цели, стратегически мыслить, стремиться самостоятельно справляться со сложной задачей. Увы, но в более старшем возрасте трудно вернуть утраченный навык. Поэтому не стоит "тормозить" его с самого начала!

Ребенок не сомневается в своих способностях. Для него нет ничего невозможного. А если что-то не выходит, он не прощается с мечтой навсегда. Его небольшой опыт дает основания полагать, что нужно потренироваться или выждать какое-то время. Карапуз прекрасно помнит, как не мог добраться до ящика с игрушками и мама подавала ему зверушек и погремушки. Прошло каких-то пару месяцев — и вот он сам доползает до нужного места. Да, с трудом. Но от этого победа еще слаще!

Когда мама из лучших побуждений "облегчает" крохе жизнь (подает игрушку, переносит туда, куда ребенок стремится добраться) или корит за проявленное любопытство (ругает, наказывает), он теряет инициативу и веру в себя. Трудиться, пытаться? А зачем?

Считается, что неумелые педагоги в детском саду и школе отбивают у ребенка желание учиться, способность настойчиво работать. Но часто это происходит гораздо раньше… Будь начеку!

Малыша всегда интересовало многое. Просто его пытливый ум сам находил предназначение предметам. Он не был скован условностями из серии ложкой едят суп, на табурете сидят. Поэтому использовал столовый прибор в качестве молотка и палочек для барабана (вместо него кастрюля), а кухонная мебель превращалась то в тележку, то в карету, то в панцирь черепахи. Наблюдая за родителями, крохе пришлось признать, что каждый предмет придуман с какой-то конкретной целью. Чтобы узнать его предназначение, карапуз и вопрошает: "Почему?"

Период почемучек наступает в 2,5-3 года, когда ребенок осознает многогранность мира и пробелы в своих знаниях. Ему кажется, что мама и папа — настоящие волшебники, раз им столько всего известно. Что ни спросишь, услышишь увлекательное объяснение. Не беда, если сразу не все укладывается в голове. Родители повторят снова и снова. Правда? Только не отмахивайся от маленького. Фразы: "А потому", "Подрастешь, узнаешь", "Рано еще тебе такое знать", "Откуда я знаю?", "У папы спроси" — под запретом! Нет времени ответить? Так и скажи, но обязательно утоли любопытство крохи позднее. Не владеешь информацией? Пообещай разобраться и найди отгадку в энциклопедии или Интернете. Можно даже приобщить к этому сына или дочь. Естественно, новые знания нужно адаптировать для крохи, объяснить ему понятно и доступно.

Бывает, малыш требует от тебя ответа на какой-то банальный вопрос. Или спрашивает как бы автоматически. Скорее всего он перепроверяет данные, сверяет со своими. Хотя, возможно, твой авторитет настолько силен и кроха так неуверен в своих предположениях, что полостью передает инициативу тебе. В любом случае не помешает перенаправить вопрос: "А ты как думаешь?" Это может застать врасплох малыша. Он растерялся? Предложи вместе поискать ответ, помоги. Фонтанирует различными идеями? Не критикуй! Все они имеют право на существование. Но одни — реальны, другие — из области фантастики. Попробуйте поразмышлять над этим. И непременно похвали ребенка за умение нестандартно мыслить.

Подкинь ему пару вопросов из своей, взрослой, жизни и попроси совета. Уверяем, кроха удивит собственным взглядом на ситуацию, таким, о котором ты и предположить не могла.

Сказки — отличный тренажер любознательности. Особенно если сюжет захватывающий и хочется побыстрей узнать, что случилось дальше. При помощи вымышленных историй можно объяснить ребенку то, что ему непонятно, познакомить с другими странами, науками, языками.

Читай карапузу как можно больше. Это сформирует у него большой запас слов, обогатит дополнительными знаниями. Однако открывать книгу стоит лишь когда он действительно настроен слушать тебя. Тогда это будет настоящим путешествием за новой информацией. Прекращай чтение, едва твой маленький начнет вертеться и отвлекаться. Не заставляй его дослушивать до конца главы. Вообще, любые объяснения, задания должны быть краткими и конкретными. Подробности сообщай только тогда, когда тебя об этом просят.

И последний, но очень существенный момент: не экзаменуй кроху по каждому поводу. Пока он собирает и упорядочивает знания. Потом научится их применять. Позже — делиться ими.

{IF_XF_latitude}Карта проезда:

{/IF_XF_latitude}

Похожие публикации

(Всего просмотров: 3, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.