Центральный военно-морской музей

Центральный военно-морской музейАдрес: Биржевая пл. 4, г. Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Россия, 199034
Телефон: +7 (812) 328-25-02, 328-27-01
Сайт: http://www.navalmuseum.ru/
E-mail: [email protected]
Часы работы: Для посетителей музей открыт с 11.00 до 18.00

Касса прекращает работу в 17.15

Выходные дни экспозиции — понедельник и вторник

Администрация и научные сотрудники работают с 9.30 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 13.30), выходные дни — суббота и воскресенье
Цены: 1. Стоимость входной платы на посещение Центрального военно-морского музея (без предоставления скидок)

— взрослые – 350 рублей;
— студенты, школьники – 120 рублей;

Льготная стоимость для граждан РФ и СНГ

— взрослые – 100 руб.;
— школьники, студенты, пенсионеры – 50 руб.

2. Стоимость экскурсионного обслуживания:
взрослые:

— экскурсия на английском языке — 1000 рублей на группу + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа не более 20 человек);

— экскурсия на русском языке — 500 рублей на группу + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа не более 20 человек);

студенты и школьники

— экскурсия на английском языке – 700 рублей + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа до 20 человек);

Льготная стоимость для граждан РФ и СНГ

взрослые:

— обзорная экскурсия – 500 рублей + стоимость входного билета с каждого экскурсанта;
— тематическая экскурсия 300 р. + стоимость входного билета с каждого экскурсанта;

студенты и школьники

— тематическая экскурсия — 300 рублей + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа до 20 человек).

Индивидуальная экскурсия:

— на русском языке — 700 рублей + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа не более 5 человек);
— на английском языке – 1000 рублей + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа не более 5 человек);

3. Проведение фото-, видео- и киносъемки

— фотосъемка – 60 руб. + 100 руб. залог за жетон
— видео съемка – 100 руб. + 100 руб. залог за жетон
— киносъемка – 1000 руб. в час.

ФИЛИАЛ МУЗЕЯ НА КРЕЙСЕРЕ “АВРОРА”

1. Экскурсии (с одного человека)

— взрослые – 200 рублей
— студенты и школьники 50 рублей

Льготная стоимость экскурсии для граждан РФ и СНГ

— взрослые – 80 рублей
— студенты, школьники, пенсионеры – 30 рублей.

2. Проведение фото-, видео- и киносъемки

— фотосъемка – 40 руб.
— видео съемка – 60 руб.
— киносъемка – 1000 руб. в час.

ФИЛИАЛ МУЗЕЯ “ДОРОГА ЖИЗНИ”

1. Стоимость экскурсионного обслуживания:

— взрослые – 900 рублей (до 20 человек)
— студенты и школьники 500 рублей (до 20 человек)

2. Входная плата для посетителей:

— взрослый билет — 40 руб.
— детский билет — 20 руб.

Осмотр только экспозиции под открытым небом (50%)

— взрослый билет 20 руб.
— детский билет 10 руб.

Проведение фото-, видео- и киносъемки

— фотосъемка – 40 руб.
— видео съемка – 60 руб.
— киносъемка – 1000 руб. в час.

ФИЛИАЛ МУЗЕЯ «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Д-2 “Народоволец”»

1. Стоимость входного билета с одного человека:

— взрослые — 350 рублей;
— студенты, школьники — 150 рублей.

Льготная стоимость для граждан РФ и СНГ:

— взрослые — 150 рублей
— студенты, школьники, пенсионеры — 50 рублей.

2.Стоимость экскурсионного обслуживания:

— 500 рублей (группа не более 15 человек + стоимость входного билета с каждого экскурсанта);

Посещение филиала подводная лодка « Народоволец»

— по входным билетам самостоятельно;
— в составе экскурсионных групп (по входным билетам и квитанциям на оплату экскурсионного обслуживания);

— заявки на проведение экскурсионного обслуживания принимать только от организаций по будням на 11 час. 00 мин., на 13 час. 00 мин. и на 15 час. 00 мин.

Проведение фото-, видео- и киносъемки

— фотосъемка, видео съемка – 150 рублей
— киносъемка – 5000 руб. за 1 час съемки
— телесъемка – 3000 руб. за 1 час работы
Бесплатно: Героям Советского Союза, Российской Федерации; Героям Социалистического труда и лицам награжденным орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-х степеней; Участникам Великой Отечественной войны; Жителям блокадного Ленинграда; Воинам-интернационалистам; Инвалидам 1 и 2 группы; Военнослужащим срочной службы; Детям дошкольного возраста и детям сиротам; Сотрудникам государственных музеев Российской Федерации; Членам ИКОМ

Центральный военно-морской музей — один из старейших музеев России. Он берет свое начало от Модель-камеры, основанной Петром I в 1709 году. Расположен на Стрелке Васильевского острова в здании бывшей Биржи, построенной в 1805-1810 годах по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона. Вся история Российского флота нашла отражение в экспозиции и обширном собрании музея. За почти три века своего существования музей стал неотъемлемой частью Военно-Морского Флота, а история музея — частью флотской истории.

В XVI–XVIII веках, в эпоху создания европейскими морскими державами регулярных флотов, изготовление, сбор и хранение моделей кораблей превратилось в дело государственной важности. Прежде, чем приступить к постройке нового корабля, делали его уменьшенную копию — проектную модель. В ходе развития судостроения происходил "естественный отбор": плохо спроектированные корабли гибли, а хорошо зарекомендовавшие себя принимались в качестве образца для строительства последующих судов. Запоминать и накапливать судостроительную информацию позволяли чертежи и модели. Начали формироваться крупные модельные коллекции.

В XVII–XVIII веках при западноевропейских верфях и адмиралтействах появляются специальные хранилища корабельных моделей, чертежей и чертежных инструментов, необходимых при проектировании новых кораблей. Хранилища судостроительных моделей получили в разных странах разные названия: "конструкцион-камера", "галерея моделей"… В русском языке укоренился термин "модель-камера" (от голландского "model-kammer" — комната моделей, кладовая образцов).

Модель-камеры обычно помещались при чертежных мастерских, где и разрабатывались новые проекты. Тем самым они превращались в своеобразные "конструкторские бюро". Располагая коллекциями моделей, чертежей и инструментов, модель-камера служила также учебной базой для подготовки моряков и корабельных мастеров. Таким образом, модель-камеры исполняли некоторые важнейшие музейные функции — сбор, хранение и изучение памятников судостроения, но музеем в прямом смысле слова еще не были из-за своей недоступности для обычных посетителей и несвойственных музею "кораблестроительных обязанностей".

Являясь главным морским музеем России, Центральный военно-морской музей оказывает консультативную помощь музеям флотов, флотилий, частей и соединений, учебных заведений ВМФ, а также школьным музеям, помогает организовывать каюты и комнаты боевой славы на кораблях и в воинских частях. Он оказывает помощь в создании не только новых экспозиций, но и новых музеев (например, Музея Главного управления навигации и океанографии, Музея подводных сил России им. А. И. Маринеско, крейсера-музея "Михаил Кутузов" — филиала Музея Черноморского флота и др.).

Экспозиции

1. История Российского флота до 1917 года

История мореплавания на территории России насчитывает не одно тысячелетие. Об этом свидетельствует находящийся в экспозиции музея древний челн-однодеревка, который археологи датируют началом I тысячелетия до нашей эры. Представленные в зале копии миниатюр и рисунков с изображениями древнерусских судов рассказывают о морских походах славян и об особенностях судостроения в Древней Руси.

В эпоху позднего средневековья, в XIII-XVI веках, Русское государство утратило большую часть своих морских побережий: расширение Османской империи отрезало страну, ослабевшую после монгольского ига, от Черного моря и лишило ее доступа в Средиземноморье, а неудачная Ливонская война (1558-1583) — от Балтийского. Поэтому в XVII веке перед государством стояла важнейшая задача возвращения выходов и в Балтику, и в Черное море — задача, которую смогли разрешить только масштабные преобразования Петра I.

2. Российский флот в 1917 году

Экспозиция зала посвящена военным действиям Российского флота в конце Первой мировой войны и участию моряков в революционных событиях 1917 года.

Забастовки рабочих и служащих в конце февраля 1917 года переросли в восстание против правящего режима, которое привело к свержению самодержавия. Центробалту — первому выборному органу Балтийского флота — посвящен комплекс императорской яхты "Полярная звезда", ставшей в 1917 году его штабом. Под сводами зала, среди прочих, флаг Центробалта.

Продолжалась Первая мировая война, в которой принимал участие флот. На картине Г. В. Горшкова запечатлен последний бой линкора "Слава" с германскими кораблями в Моонзундском проливе. Здесь же помещены фотографии, сделанные во время Моонзундского сражения в октябре 1917 года. В зале находятся модели эсминца "Самсон", сторожевого корабля "Ястреб" и других кораблей, принявших участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде.

Ряд экспонатов зала повествует о становлении и первых шагах советской власти. Например, экспонируются ключ и заземление флотской радиостанции "Новая Голландия", передавшей первое воззвание новой власти "К гражданам России", текст которого помещен рядом.

3. Флот в гражданской войне. 1918-1922 годы

Экспозиция зала посвящена участию военных моряков в Гражданской войне и отражении иностранной интервенции в 1918-1922 годах.

Начало экспозиции повествует о создании в январе 1918 года Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Экспонируется модель эскадренного миноносца "Гавриил", принимавшего активное участие в боевых действиях на Балтике. Здесь же находится торпедный аппарат с подводной лодки "Пантера", потопившей летом 1919 года английский эсминец "Виттория".

Экспонируются также модели ледоколов, подводной лодки "Макрель", 75-мм орудие с посыльного судна "Адмирал Завойко" ("Красный Вымпел"), мина типа "Рыбка".

В зале представлены материалы, освещающие темы Кронштадтского восстания марта 1921 года, русского морского зарубежья и ряд других, показывающих действия обеих противоборствовавших в гражданскую войну сторон.

4. Советский военно-морской флот. 1922-1941 годы

Экспозиция зала посвящена восстановлению и строительству Военно-Морского Флота в межвоенный период (1922–1941 годы).

После окончания Гражданской войны и иностранной интервенции первоочередной задачей страны становится восстановление экономики, разрушенной за годы вооруженной борьбы. Отечественный флот оказался в крайне тяжелом положении. Истощились материальные ресурсы, не хватало горюче-смазочных материалов и других видов снабжения. Корабли не были укомплектованы личным составом.

Первый период строительства флота (1922–1928) — это период восстановления, ремонта и достройки кораблей, заложенных до октября 1917 года. Следующий этап, с 1928 по 1937 год, предусматривал строительство для флота новых кораблей, до эскадренного миноносца включительно. С 1938 года начался период строительства большого морского и океанского флота, однако его благополучному завершению помешала Вторая мировая война.

В экспозиции представлено большое количество подлинных фотографий, документов тех лет, личных вещей участников событий. В зале находятся модели надводных кораблей и подводных лодок, самолетов морской авиации. В центре зала — модель первенца советского кораблестроения крейсера "Киров". Экспонируются материалы, отражающие повседневную жизнь и боевую подготовку сил флота. Отдельный стенд посвящен участию флота в советско-финляндской войне 1939–1940 годов. В зале экспонируются военно-морские флаги различных образцов того времени.

В целом в межвоенный период были не только восстановлены и пополнены новыми кораблями и самолетами Балтийский и Черноморский флоты, но и созданы новые — Тихоокеанский и Северный флот.

5. Флот в начале Великой Отечественной войны (1941 год)

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

Экспозиция зала рассказывает о начале Второй мировой войны, о действиях Краснознаменного Балтийского флота в 1941-1942 годах и об участии военных моряков в обороне Ленинграда и Москвы.

Война на Балтике началась с атак торпедными катерами и авиацией противника советских судов, находившихся в море, налетов авиации на Кронштадт и другие военно-морские базы.

В зале представлены модели надводных кораблей, подводных лодок и самолетов, участвовавших в боевых действиях в начале войны.

Здесь же — образцы оружия и боевой техники германского производства, флаги и вымпелы боевых кораблей. В центре зала — модель минного заградителя "Марти", переоборудованного из бывшей императорской яхты "Штандарт".

6. Флот в 1942–1943 годах

Экспозиция повествует о боевых действиях Северного и Черноморского флотов, а также речных военных флотилий в 1941-1943 годов, Краснознаменного Балтийского флота в 1943 году, о развитии военно-морской техники, судостроении и судоремонте, военных перевозках, морской медицине и подготовке морских кадров в годы Великой Отечественной войны.

В зале экспонируются модели кораблей и самолетов того периода, образцы оружия и боевой техники, знамена и флаги кораблей и соединений, подлинные фотографии и документы, награды и личные вещи моряков, отличившихся в годы войны.

Под сводами зала — истребитель И-16, на котором воевал в Заполярье прославленный морской летчик, первый в годы войны моряк, дважды награжденный Золотой Звездой Героя Советского Союза, Б. Ф. Сафонов.

7. Флот в 1944 году

Экспозиция посвящена действиям Военно-Морского Флота в 1944 году, в котором советские войска провели десять наступательных операций. В восьми из них активное участие принимал Военно-Морской Флот. Результатом этих операций стало изгнание войск противника за пределы Советского Союза, выведение из войны союзников Германии и начало освобождения от фашизма оккупированных европейских государств.

Первой крупной совместной операцией армии и флота стал в 1944 году разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом. Экспонаты зала рассказывают о переброске кораблями Балтийского флота на Ораниенбаумский плацдарм большого числа войск и боевой техники, о действиях морской артиллерии при освобождении Ленинграда от фашистской блокады.

В зале — модель железнодорожного транспортера, снаряд морского железнодорожного орудия, флаги и знамена морских частей, подлинные документы и фотографии. В витрине представлены предметы, извлеченные из потопленной 30 июля 1944 года советским катером-охотником МО-103 германской подводной лодки U-250.

Здесь же — модели подводных лодок и надводных кораблей времен войны. Экспонируются материалы, рассказывающие об освобождении Крыма, Советского Заполярья и Северной Норвегии.

В витрине — мундир, личные вещи и награды командующего Северным флотом в годы войны адмирала А. Г. Головко.

Карта-схема рассказывает о небывалом в истории переходе подводных лодок с Тихоокеанского на Северный морской театр. Рядом — материалы, рассказывающие о вкладе в общую победу наших союзников по антигитлеровской коалиции. Здесь же — модель американского тральщика и английские награды времен Второй мировой войны.

8. Флот в 1945 году

Экспозиция посвящена боевым действиям Военно-Морского Флота в 1945 году и завершению Второй мировой войны. Этот зал — зал Победы. Здесь экспонируется большое количество боевых знамен и флагов, отечественные и трофейные награды, трофейные знамена и оружие.

В экспозиции представлены интересные материалы, рассказывающие о действиях разнородных сил флота в 1945 году, в том числе о подвиге экипажа подводной лодки С-13, потопившей фашистский лайнер "Вильгельм Густлов" (водоизмещением 25 тыс. тонн) и военный транспорт «Штойбен» (14,5 тыс. тонн). Рядом — материалы о гвардейской подводной лодке Л-3, занимающей в отечественном флоте первое место по количеству потопленных судов противника. Большое число экспонатов посвящено действиям морской авиации.

Выполняя свои союзнические обязательства, 9 августа 1945 года СССР начал военные действия на Дальнем Востоке. В витринах размещены модели кораблей Тихоокеанского флота и Амурской флотилии, принявших активное участие в разгроме империалистической Японии. Здесь же экспонируются личные вещи адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова, командовавшего в годы войны Военно-Морским Флотом.

Вторая мировая война завершилась подписанием 2 сентября 1945 года акта о безоговорочной капитуляции Японии.

9. Флот в 1945-1962 годах

Экспозиция зала рассказывает о развитии и строительстве Военно-Морского Флота с учетом полученного в Великую Отечественную войну опыта и на основе новых достижений науки и техники (1945–1956 годы), а также о создании в СССР первой подводной лодки с атомной энергетической установкой (1958 год) и становлении качественно новых подводных сил.

В послевоенный период Военно-морской флот решал сразу три важнейшие задачи.
С целью очищения своих вод от мин он осуществлял боевое траление, проводил подъём затонувших во время войны кораблей и судов и строил новый флот.
За время войны только в Финском заливе противник поставил около 40 тыс. мин и минных защитников. После окончания войны боевое траление продолжалось до 1957 года включительно. В экспозиции зала представлены картины и экспокомплекс, посвящённые борьбе с минной опасностью. Здесь же экспонируется диорама «Обследование затонувшего судна водолазами».

Обновление флота началось с достройки заложенных ещё до Великой Отечественной войны кораблей. Позже для Военно-морского флота начали строить новые, более совершенные корабли и суда. В зале – модели первого послевоенного серийного эскадренного миноносца проекта 30-бис и разрезная модель эсминца 56 проекта, сторожевого корабля проекта 50, большой дизельной подводной 611-го проекта – первой после войны большой океанской подлодки. Здесь же модели первого большого ракетного корабля «Жгучий», ракетного крейсера «Варяг», подводной лодки проекта 629А – первой, вооружённой баллистическими ракетами с подводным стартом, и модель одной из первых отечественных атомных подводных лодок проекта 627А. В середине зала – большая модель лёгкого крейсера «Свердлов», выполненная в масштабе 1:50. На стенах зала – живописные полотна художников-маринистов, отражающие боевые будни послевоенного флота.

10. Военно-Морской Флот в наши дни

Экспозиция зала посвящена созданию в нашей стране океанского ракетно-ядерного флота и современной деятельности отечественного ВМФ.

В зале экспонируются модели надводных кораблей различных классов, атомных многоцелевых подводных лодок второго поколения и ракетной подводной лодки стратегического назначения, а также прочие материалы.Они дают посетителям представление о развитии флота в нашей стране, в период создания в СССР океанского ракетно-ядерного флота, и о боевой службе в Мировом океане.

Своего расцвета ВМФ СССР достиг к середине 1980-х годов. Это был один из сильнейших флотов мира, уступавший только американским ВМС.
В экспозиции представлены модели многоцелевой атомной подводной лодки проекта 945 («Барракуда»), тяжёлого авианесущего крейсера «Киев», тяжёлого ракетного крейсера «Адмирал Ушаков», самой большой подводной лодки в мире — тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения типа "Акула". Здесь же — образцы современной формы одежды, флотская символика и другие материалы, дающие представление о сегодняшнем состоянии и деятельности Военно-Морского Флота. В зале установлено оборудование для демонстрации видео- и мультимедийных программ, рассказывающих о флотской жизни. Под сводами зала — образцы флагов ВМФ, на стенах — живописные полотна художников-маринистов.

Коллекции.

1. Корабельный фонд

Музей обладает одной из богатейших в мире коллекций моделей кораблей, не уступая британскому Национальному морскому музею в Гринвиче. В модельной коллекции Центрального военно-морского музея достаточно полно представлена история российского военного кораблестроения. Несомненными жемчужинами коллекции являются ботик Петра I и модели кораблей в масштабе 1:12 н.в. В фондах музея представлены модели кораблей неосуществленных проектов. Уникальность таких моделей в том, что корабли, которые они изображают, никогда не были построены и эти модели ныне являются одним из самых информационных источников, рассказывающих о неосуществленных замыслах кораблестроителей. Это, например, проектная модель эскадренного броненосца конструкции Э. Е. Гуляева — в этом проекте впервые в мире детально проработана конструктивная защита корабля от подводных взрывов. Модельная коллекция музея продолжает пополняться и сейчас. В фонде хранится множество редких мореходных инструментов и предметов морской практики, закладные доски кораблей, изготовленные не из драгметаллов.

2. Оружейный фонд

В коллекции оружия представлены предметы вооружения различных стран и народов от средневековья до наших дней. Музей гордиться старинной русской пушкой — 2-фунтовой медной пищалью, отлитой Семеном Чугункиным в 1618 году, 3-фунтовой пушкой, отлитой также из меди мастером Иосифом Тимофеевичем в Глухове в 1692 году, и рядом других редких предметов. В фонде хранится богатая коллекция артиллерийского и минно-торпедного оружия XIX-XX веков. В собрании фонда — целый арсенал стрелкового и холодного оружия: от мечей, пик и абордажных топоров до современных кортиков и палашей, от фузей, мушкетов и винтовок до сногозарядных автоматических пистолетов и автоматов. Среди реликвий — шпага русского флотоводца П. С. Нахимова, золотое оружие (сабля) С. О. Макарова, личное оружие прославленных адмиралов: Горацио Нельсона, генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича, Адмиралов Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова и С. Г. Горшкова. Особую ценность представляет наградное холодное оружие, изготовленное ведущими мастерами Златоустовской оружейной фабрики.

3. Фонд изобразительного искусства

Коллекция живописи, графики и скульптуры содержит свыше 59 000 произведений. Музей обладает живописными полотнами русских художников: И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, А. К. Беггрова, А. П. Брюллова, Л. Ф. Лагорио и других; европейских художников Ф.-В. Перро, Н.- М. Конди, Я.-Ф. Хаккерта, Л. О. Премацци; скульптурными работами М. М. Антокольского, П. К. Клодта, М. О. Микешина, И. С. Пименова. Значительно собрание гравюр петровского времени. Оно содержит произведения таких известых граверов, как Алексей и Иван Зубовы, Алексей Ростовцев, Адриан Шхонебек, Питер Пикарт. Весьма обширно собрание произведений графики. В фонде хранятся представляющие большой интерес альбомы рисунков, акварелей и хромолитографий. Обширна коллекция плакатов советской эпохи и плакатов периода русско-японской войны 1904-1905 годов русских и зарубежных (японских).

4. Знаменный фонд

Коллекция предметов флотской формы одежды обширна и содержательна. В ней представлена униформа моряков от зарождения Российского флота до наших дней. К их числу относятся колет Петра I, мундир генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича, форма одежды известных советских флотоводцев. В собрании фонда находятся также альбомы рисунков, акварелей и фотографий, отражающих форму одежды чинов Российского флота. Обширна коллекция флагов и знамен. Бережно храниться одна из реликвий Российского флота — Георгиевский флаг линейного корабля "Азов", который стал первым кораблем, удостоенным этой высокой награды. Под командованием М. П. Лазарева корабль отличился в Наваринском сражении 8 октября 1827 года. В музее хранятся и экспонируются трофейные военно-морские флаги, гюйсы и знамена. Коллекция предметов фалеристики и нумизматики насчитывает более 36 000 единиц. В ней — памятные медали на победы русского флота, а также редкие монеты и денежные знаки.

5. Рукописно-документальный фонд

Рукописно-документальный фонд был создан как самостоятельное подразделение отдела фондов в 1948 году. Он располагает подлинными материалами с автографами Петра I, Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, Николая II. Здесь хранится знаменитая "Арифметика" Л. Ф. Магницкого, атлас адмирала К. И. Крюйса, сподвижника Петра I, Морской Устав Петра I 1724 года, петровские жалованные грамоты, дневники и документы периода Великой Отечественной войны. Бесценны документы видных русских флотоводцев Ф. Ф. Ушакова, Н. А. Сенявина, П. С. Нахимова, В. И. Истомина, собственноручные записи, письма, журналы известного мореплавателя Ю. Ф. Лисянского, которые относятся к периоду первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов, а также многие другие свидетельства жизни и службы русских моряков XVIII-XX веков.

6. Фотонегативный фонд

Коллекция фотонегативного фонда насчитывает около 300 000 предметов. Это — фотографии, негативы, фотоальбомы и фотооткрытки начиная с середины XIX века и до наших дней. В фонде храниться значительное колличество негативов запечатлевших события русско-японской войны 1904-1905 годов. Большую ценность предствляет единственных хранящийся в музее дагерротип. Уникальны альбомы фотографий интерьеров императорских яхт, экспозиций Морского музея в здании Главного Адмиралтейства. Представляют большой интерес альбомы фотографий, посвященные судостроительным заводам. Огромное колличество фотоматериалов отражает участие флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В собрание фонда входят фотооткрытки, отображающие практически все корабли и суда Российского Императорского флота, празднование 200-летия Санкт-Петербурга. Обширно собрание фотопортретов флотских деятелей. В фонде хратится также множество цветных слайдов с изображеними музейных предметов.

7. Фонд проектов кораблей (чертежный)

В фонде документации проектов кораблей, или как принято его называть, чертежном фонде, хранятся около 20 000 чертежей кораблей и судов, а также другие материалы, в частности книги по истории кораблестроения, технологии судостроения, документация проектов кораблей, уникальные альбомы голландских кораблестроителей XVII века, чертежи кораблей с автографами Петра Великого и других выдающихся деятелей государства и флота. Наиболее полно представлены чертежи периода броненосного флота, Военно-Морского Флота СССР до 1980 — х годов.

8. Специальный фонд

Специальный фонд Центрального военно-морского музея содержит коллекцию наград и предметов корабельного быта, изготовленных из драгоценных металлов и каменей. В фонде представлены табакерки, портсигары, братины, чарки и стопки, а также ювелирные украшения и сувениры их офицерских кают-компаний, изготовленные такими известными мастерами, как К. Фаберже, П. Овчинников, А. Любавин и другие. В коллекции фонда находятся российские, советские и зарубежные ордена, медали и памятные знаки. Большую ценность представляет собрание закладных досок кораблей, изготовленных из серебра выдающимися мастерами-ювелирами.

Как добраться до музея

Музей расположен на Стрелке Васильевского острова в здании бывшей Фондовой биржи Ближайшие станции метро «Гостиный двор» («Невский проспект»), «Горьковская», «Спортивная»

Наземный транспорт: троллейбус № 1, 7, 10, автобус № 7, 10, 24, 191, 209, 187.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 30, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.