Большой Санкт-Петербургский государственный цирк

Большой Санкт-Петербургский государственный циркАдрес: наб. реки Фонтанки 3, г. Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Россия, 191011
Телефон: +7 (812) 570-53-90, 570-54-11
Сайт: http://circus.spb.ru/
E-mail: [email protected]
Часы работы: работа касс: 11:00-19:00 ежедневно

C 1 июня 2011 г. Новая программа "Цирк на воде"
Цены: Стоимость билетов 300- 2000 руб.
Бесплатно: Дети до 5 лет (в сопровождении взрослых)

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк — первый каменный стационарный цирк России — открылся 26 декабря 1877 года. Одним из красивейших цирков Европы назвали это здание артисты, видавшие на своем европейском гастрольном пути немало цирков.

Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, — Гаэтано Чинизелли.

Здание цирка является уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.

Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.

Здание цирка Чинизелли, очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Здесь, в 1892 году, зрители впервые увидели водяную пантомиму.

В этом спектакле, под названием «Четыре стихии», вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества. В 1897 г. предлагался «Волшебный электрический фонтан». В феврале того же года можно было посмотреть «Оригинал космограф — живые фотографии с коллекцией разнообразных картин». Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы — циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск.

С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, как в его внешнем облике, так и в интерьере. А в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен.

Сменилось административное и творческое руководство цирком. Последний его владелец из династии Чинизелли — Сципионе Чинизелли После того как он покинул Россию в 1919 году, его обязанности приняла на себя группа артистов, официально именующаяся «Коллектив работников цирка».

В 1924 году первым советским директором уже Ленинградского цирка стал выдающийся артист, режиссер и деятель циркового искусства Вильямс Труцци.

Управление цирком он успешно совмещал с артистической деятельностью.

В феврале 1930 при Ленинградском цирке открывается Экспериментальная мастерская по подготовке новых цирковых номеров. Создатель и руководитель мастерской — Е.М.Кузнецов, который с 1933 по 1936 гг. и с 1944 по 1946 г.г. был художественным руководителем Ленинградского цирка.

По его сценариям ставятся пантомимы «Черный пират», «Шамиль», водный аттракцион «Люди морского дна», целью которого была демонстрация технических достижений водолазов, занимавшихся подъемом потонувших или потерпевших аварию судов.

В довоенный советский период (до 1935 года) в Ленинградском цирке гастролировали не только отечественные артисты, но и звезды европейской величины: дрессировщики Тогарэ, Карл Коссми, капитан Валь, иллюзионист Кефало, атлетка Сандвина, музыкальные клоуны Баррасета и др.

В 1941 году Ленинградский цирк завершил свой 63-ий сезон. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка. Открытие очередного сезона состоялось лишь в ноябре 1944 года.

В первых послевоенных программах Ленцирка принимали участие артисты, создавшие свои номера и аттракционы во время войны. Это воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов с номером «Самолет в пике», гротеск-наездница Валентина Лерри, Александр Корнилов с аттракционом «Слоны и танцовщицы», воздушные эквилибристы на «семафоре — гиганте» сестры Кох.

Программу открытия сезона 1946-1947 годов подготовил новый художественный руководитель Ленинградского цирка Георгий Семенович Венецианов.

Глубокое знание специфики циркового искусства и богатая художественная фантазия позволяли Г.С. Венецианову с одинаковым успехом ставить и тематические представления («Женщины – мастера циркового искусства», «Праздник на воде», «Карнавал на льду», «Цирк зверей» и др.), и отдельные номера. Особенно плодотворно он работал в конном жанре («Русская тройка» п/р Александрова-Сержа, «Восточная фантазия» — Б.Манжелли и др.) и клоунаде (Демаш и Мозель, Б.Вяткин, Х.Мусин и др.).

С 1965 по 2008 год главным режиссером Ленинградского (Санкт-Петербургского) цирка был Алексей Анатольевич Сонин.

А.А.Сониным осуществлено свыше 150 постановок, среди которых инсценировки произведений А.С.Пушкина и А.П.Чехова — «Руслан и Людмила» (1979 г.), «Самый радостный день» (1984 г.); тематические представления: «Парад-алле» — к 100-летию Ленинградского цирка (1978 г.), «Дом без углов» — к 120-летию Санкт-Петербургского цирка (1997 г), «Потешный маскарад» (2003 г.) — к 300-летию Санкт-Петербурга; новогодние спектакли для детей.

В состав художественно-постановочной группы цирка входят: режиссер-педагог В.П.Саврасов (в прошлом воздушный гимнаст, акробат); художник-постановщик — Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2006 г.) Н.В.Велегжанинова балетмейстер – Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2005 г.) М.В.Федорова, заведующий постановочной частью – Б.Б.Власов.

Оркестром Большого Санкт-Петербургского цирка с 1987 г. руководит Заслуженный артист России Семён Семёнович Чебушов.

Оркестр Петербургского цирка. Главный дирижер С.С. Чебушов, дирижер А.В. Моисеев

С 1998 г. режиссёром-инспектором цирка работает Виктор Владимирович Цветков в прошлом жонглёр на моноцикле.

С 2007 г. вторым режиссёром-инспектором работает Юрий Антонович Лысенко, в прошлом клоун.

Главным режиссёром является Виктор Петрович Саврасов.

Режиссёр-инспектор В.В.Цветков, режиссер-педагог В.П.Саврасов, режиссёр-инспектор Ю.А.Лысенко

С 1987 года по настоящее время директором Санкт-Петербургского цирка является Григорий Павлович Гапонов

По инициативе директора в 1997 году в цирке организован Гастрольный отдел, который призван заниматься набором артистов в штат Санкт-Петербургского цирка и их гастролями, как по России, так и за рубежом.

В 1992 году Большой Санкт-Петербургский государственный цирк перешел в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

К открытию сезона 2003-2004 годов была закончена работа по восстановлению фасада Санкт-Петербургского цирка и здание обрело свое прежнее архитектурное великолепие.

В 2007 году программой «Международное цирковое шоу «Карнавал на Фонтанке» Санкт-Петербургский цирк отметил свое 130-летие.

Первый в мире Музей циркового искусства

В 1928 году при Ленинградском (ныне Санкт-Петербургском) цирке был открыт первый в мире Музей циркового искусства. Инициатором его создания и первым директором был преподаватель сценического движения в театральной школе, один из основателей Театрального музея в Ленинграде – Василий Яковлевич Андреев.

Начало музейным фондам положили материалы о цирке и эстраде из личных коллекций В.Я. Андреева и деятеля цирка, режиссера, критика — Е.П. Гершуни.

Цель создания Музея циркового искусства состояла в собрании материала для систематизации, изучения и анализа истории цирка. Уже в 1930 году материалы музея существенно обогатили первое фундаментальное исследование по истории цирка – книгу «Цирк. (Происхождение. Развитие. Перспективы.)», вышедшую в свет в 1931 году. Автор книги — крупный советский историк и теоретик циркового искусства Евгений Михайлович Кузнецов.

Фонды Музея создавались и создаются в большей степени благодаря артистам цирка, безвозмездно передающим в Музей фотографии, плакаты, программки, костюмы и другой цирковой материал. В настоящее время Музей насчитывает около 90 000 предметов хранения. Музейное собрание состоит из нескольких коллекций, содержащих русский и иностранный материал: библиотека, фототека, видеотека; отделы плаката, цирковых программок, рукописного материала, газетных вырезок, пластических форм, костюмов и реквизита.

В настоящее время основная часть фондов Музея располагаются в двух сугубо-смежных комнатах, оборудованных шкафами для хранения материала и витринами. Существующий интерьер помещений был оформлен в 1989 году художником Марком Гореликом.

В этих помещениях работают сотрудники музея, сюда приходят специалисты, занимающиеся вопросами, связанными с искусством цирка, приходят артисты, интересующиеся материалом о своем жанре. Принцип каталогизации материала дает возможность сравнительно быстро удовлетворить запросы посетителей. На базе фондов Музея были написаны многие книги по истории и теории циркового искусства, разработаны дипломы и диссертации.

Для зрителей Санкт-Петербургского цирка уже с первого года своего существования Музей устраивал выставки, разворачивая их в фойе первого этажа. В 1928 году была организована выставка «Хищники в цирке». Ее сменила экспозиция под названием «Дрессировка животных». Последующие выставки также рассказывали об отдельных жанрах циркового искусства: о жонглировании, клоунаде, конном цирке. В 1975 году дирекцией Ленинградского цирка было выделено помещение на втором этаже здания, площадью около 180кв.м., для устройства периодических выставок.

За последние годы посетителям выставочного зала были предложены темы: «Художник и цирк», «К 100-летию Карандаша», «Цирк о времени и о себе» (к 125-летию Санкт-Петербургского цирка), «Артисты цирка в годы Великой Отечественной войны», «Цирк глазами детей». В этом же зале проводятся специальные экскурсии, включающие в себя не только рассказ по теме выставки, но и интерактивное занятие с экскурсантами. К 130-летию Санкт-Петербургского цирка в переоборудованном выставочном зале была открыта экспозиция «Многоликий цирк».

Музей устраивает не только собственные выставки, но и предоставляет материал для выставок в России и за рубежом: Германия 1972г., Чехословакия 1976г., Бельгия 1996г., Финляндия 2002г., 2004-2006гг.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 14, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.