Я — мама!

Я - мама!Адрес:

Говорят, нет в мире любви сильнее материнской, а материнский инстинкт — один из самых-самых у млекопитающих, в том числе и у людей! Однако инстинкты инстинктами, но далеко не всегда женщина начинает осознавать себя матерью сразу же после появления малыша на свет. Она "идет" к материнству всю жизнь, ведь мамой не рождаются, ею становятся!

"Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью — одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же — иметь рояль и быть пианистом". Сидни Харрис, американский писатель

Материнство — главное предназначение женщины, как ни крути. И хотя не всегда оно занимает первое место в иерархии ценностей современных леди, все же ничто не может сравниться с тем ощущением, когда вы берете на руки крохотный хныкающий комочек и понимаете: вот оно — счастье! А задумывались ли вы когда-нибудь, в какой именно момент вы поняли: "Я — Мама!"? Как формируется готовность к материнству?

Ученые давно пытались разгадать механизм превращения женщины в маму (речь не о физиологии). Оказывается, он весьма непрост и зависит от множества факторов. И самыми главными являются отнюдь не технические навыки (их всегда можно наработать), а чувства — они должны родиться и вырасти.
Как обычно, все наши приобретения (как и проблемы) — родом из детства. И материнство — не исключение. Например, если у вас в отношениях с мамой возникали конфликты, то это помешает зарождению вашей привязанности к собственному ребенку. И наоборот. Поэтому очень важно, чтобы мама с самого начала принимала участие в эмоциональной жизни дочери. Ведь когда-нибудь ситуация "Моя мама + я — ее ребенок" повторится в другом варианте: "Я — мама + мой ребенок".
Игра в куклы — тоже важный фактор: это репетиция материнства. В ней девочка реализует то, что видит и чувствует по отношению к себе со стороны собственной матери.
Если повезет, репетировать можно не только на куклах: у 6—9-летней девочки есть братики-сестрички, соседские дети, и у нее есть желание и возможность присматривать за ними. Это очень полезно для ее будущего материнства. Кстати, психологи утверждают, что 6—9-летние няньки охотнее и "эффективнее" сидят с маленькими детьми, чем подростки, у которых уже смещаются акценты в сторону общения со сверстниками. Может, не зря в Древнем Китае существовала поговорка: "Девочка не будет хорошей матерью, если она не любит своего будущего ребенка с детства"?
Итак, психологи считают, что способность женщины быть хорошей матерью формируется на основе следующих факторов:
опыт и взаимодействие с собственной матерью;
игра;
взаимоотношения со своими сверстниками в детстве;
психологические особенности протекания беременности;
послеродовой период: первые 36 часов после появления малыша на свет — самые важные для установления эмоциональной связи с младенцем.

Психологи выделяют 7 этапов становления материнства.
1. Подтверждение беременности и переживания в связи с этим. На этой стадии чаще всего женщину волнуют вопросы: "А буду ли я хорошей матерью?", "Как изменится моя жизнь после этого?". Именно тогда формируется чувство ответственности.
2. Первый триместр. Уже появляются явные симптомы беременности, поэтому женщина инстинктивно ограничивает контакты с внешним миром и углубляется в себя, тем самым приспосабливаясь к потребностям малыша.
3. Первые шевеления плода. Во втором триместре малыш начинает двигаться. Эти ощущения "порхания бабочек в животе" вызывают у женщины ни с чем не сравнимые чувства, а еще — огромное желание поговорить с крохой, увидеть его.
4. Предродовый период. Мамочка не только уже представляет себе новорожденного, но и продумывает, как будет ухаживать за ним! Это очень важный период.
5. Роды и послеродовой период. Наконец-то, они встретились. Посмотрели друг на друга. И обязательно должны друг другу понравиться — с этого момента эмоциональная связь между матерью и ребенком выходит на новый виток своего развития.
6. Первый год жизни малыша. В этот период мама и ребенок как бы изолируются от внешнего мира. И в этом заложен не только гигиенический смысл (уход за новорожденным требует определенной стерильности помещения и минимального присутствия посторонних), но и глубокий психологический: так обеспечивается концентрация матери на ребенке, создаются условия для эмоционального сближения мамочки и малыша.
7. Совместно-раздельная деятельность матери и ребенка. На этом этапе мамочка уже выработала собственный стиль эмоционального взаимодействия с малышом. Это период, когда она перестает переживать и начинает получать от материнства удовольствие.

Конечно же, собственные ощущения каждой конкретной женщины не обязаны "следовать постулатам науки". Кто-то уже чувствует себя настоящей мамой, когда даже тест на беременность не сделан, кто-то — ощутив первые шевеления пузожителя, кто-то — во время или сразу после родов, рыдая прямо в родзале от нахлынувшего счастья… А кто-то — когда впервые кормит кроху грудью, когда малыш впервые улыбнулся или сказал невнятное "мама"… Когда взял маму за руку, чтобы топать по дорожке… Когда приходит понимание, что вот она — ваша кровиночка, что-то маленькое, но имеющее такое огромное значение! На каком именно этапе это произойдет у вас — не так уж важно, ведь вы — мама, и малыш вас уже любит, и это — самое главное!

Все мамы на свете похожи и в то же время они такие разные! Каждая женщина, едва узнав о своей беременности, испытывает целую гамму часто противоречивых чувств — и это неспроста, это — подготовка к материнству! Когда вы ожидаете малыша, вы думаете: "Ну вот, теперь в моей жизни все изменится… Но, может, когда малыш подрастет, все станет, как раньше?" Нет, не станет, ведь раньше вы не были МАМОЙ, и этим все сказано!
Как быть хорошей мамой? Да просто быть ею, прислушиваться к своему сердцу и любить своего кроху.

Об инстинкте и не только
Он, конечно, есть, но с ним не все так просто. Не переживайте, если вы пока не испытываете к ребенку тех чувств, о которых столько слышали или читали. Вы и ваш малыш — единственные в своем роде и неповторимые, и таким же неповторимым будет ваш путь друг к другу. Тем более, "голый" инстинкт, без сформированного материнского поведения (которое приобретается только в процессе наблюдения за другими мамами и перенимания опыта у них, а также из книг-пособий), практически бесполезен — иначе откуда столько вопросов об уходе за детьми и их воспитании у мам всего мира?
Кстати, самка шимпанзе, выросшая в неволе и никогда не наблюдавшая за поведением других матерей в природной стае, после родов совершенно не знает, что делать с детенышем (что надо перегрызть пуповину и отделить послед, покормить грудью). Есть о чем задуматься…

МАМОпомощники и МАМОзаменители
В наше время на мам возлагается намного больше функций, чем раньше, как бы парадоксально это ни казалось. Ведь, например, при общинном строе, а позже — в деревенской семье (многопоколенной) или в дворянской (с нянями-кормилицами) часть функций по уходу за ребенком и по его воспитанию брали на себя женщины-немамы. Например, старшие дети, бабушки, тетки, дальние родственницы, кормилицы, гувернантки. Они освобождали мать от беспрерывного контакта с ребенком и одновременно обучали ее правильному материнскому поведению. Так было установлено неслучайно. Ведь жизнь младенца неразделима с маминой, как минимум, первые полгода после рождения крохи. И это большая нагрузка для одного человека, ведь постоянно быть в тесном контакте с младенцем — значит, демонстрировать ему все свои эмоции, которые не всегда бывают исключительно позитивными. Поэтому в разных культурах во все времена молодую маму никогда не оставляли без внимания и помощи. Главное — знать меру и не перекладывать на помощников все материнские функции.

{IF_XF_latitude}Карта проезда:

{/IF_XF_latitude}

Похожие публикации

(Всего просмотров: 1, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.