Музей неофициального искусства 1950-70-х годов «Другое искусство»

Музей неофициального искусства 1950-70-х годов "Другое искусство"Адрес: Миусская пл. 6, г. Москва, Московская обл., Россия, 125267
Телефон: +7 (495) 250-61-93, 250-69-08
Сайт: http://other-art.rsuh.ru
E-mail: other_art@mail.ru
Часы работы: Ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и воскресенья
Цены: Входная плата 5 руб.

Музей РГГУ «Другое искусство» — художественный музей, созданный при РГГУ на основе коллекции Леонида Прохоровича Талочкина.

В экспозиции музея "Другое искусство" представлено большинство художников и направлений русского неофициального искусства 1950-1970-х годов. В основу музея положено частное собрание российского коллекционера Леонида Талочкина. Его коллекция насчитывает более 1500 произведений; на сегодняшний день это крупнейшее в России частное собрание такого рода. Экспозиция музея включает живопись, графику, скульптуру, объекты ведущих представителей неофициального искусства: Эрнста Неизвестного, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Вейсберга, Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Владимира Яковлева, Александра Харитонова, Франциско Инфанте; художников "Лианозовской группы" — Оскара Рабина, Евгения, Валентины и Льва Кропивницких, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина, Николая Вечтомова; концептуалистов Риммы и Валерия Герловиных, Никиты Алексеева; участников печально известной "бульдозерной выставки" — Сергея Бордачёва, Бориса Боруха, Юрия Жарких, Евгения Рухина.

Название "Другое искусство" выбрано не случайно: в 1990-1991 годах в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее под этим названием состоялась выставка ста двадцати московских художников-нонконформистов. Значительная часть демонстрируемых произведений была предоставлена Л.П. Талочкиным. Он был куратором выставки и одним из составителей большого двухтомного каталога.
"Другое искусство" — уникальный культурный феномен. Взгляды художников расходились с официальными нормами не только в чисто формальных вопросах искусства (техника, манера письма, тематика) — конфликт был на уровне восприятия и интерпретации действительности.

В самом начале "оттепели" будущее поколение нонконформистов-шестидесятников получило творческий импульс, познакомившись с работами современных западных мастеров. В 1956 г. состоялась выставка Пикассо в ГМИИ; в 1957 — выставка работ современных зарубежных художников в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве; в 1958 — выставка американских абстракционистов в выставочном комплексе в Сокольниках; в 1960 — "Живопись Великобритании 1700 — 1960" в ГМИИ; в 1961 — выставка современных французских мастеров в Сокольниках. Молодое поколение художников увидело "другое искусство, не похожее на то, что вдалбливалось в художественных училищах" (Генрих Сапгир). Под впечатлением увиденного некоторые молодые художники переосмыслили свой дальнейший путь в искусстве, для многих это был толчок к началу творчества. Оказалось, можно делать то, что хoчешь и рисовать, как видишь. Но этот порыв не нашел понимания у представителей соцреализма, и зрители не имели возможности познакомиться с их работами, просто не подозревая об их существовании.

В то же время именно в эти годы работы будущих "нонконформистов" впервые попадают на Запад. В 1957 г. в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве проводился конкурс "Международная мастерская пластических искусств". Молодой художник Анатолий Зверев удостоился золотой медали фестиваля. Несколько его работ были увезены в США и проданы Музею современного искусства в Нью-Йорке. В 1963 г. в этом же музее появляется работа Василия Ситникова. В 1967 г. — из коллекции Нины Стивенс закуплены произведения московских художников — вновь Анатолия Зверева и Василия Ситникова, а также Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского, Владимира Немухина, Алексея Тяпушкина.

Круг интересовавшихся творчеством неофициальных художников в те годы включал в себя немногих иностранцев, понимавших уникальность этого явления, а также близких друзей художников. Среди них был будущий коллекционер Леонид Талочкин.

Неофициальное искусство довольно быстро стало историей — с уходом социализма исчезли и запреты. Состоялось много выставок в России и за рубежом. Среди них — ретроспективные из собрания Талочкина: 1989 — в Куйбышеве (ныне Самара) — выставка "Московское неофициальное искусство 1960-1970 годов из собрания Талочкина" в Куйбышевском областном художественном музее; конец 1991–начале1992 гг. в Калининграде (бывшем Кенигсберге) — выставка "Мастера отечественного авангарда из собрания Талочкина" в Художественной галерее; 1992 в Германии — выставка "Другое искусство из собрания Талочкина", на которой экспонировалось около 150 работ. Вещи из коллекции экспонировались в московских галереях и музеях: 1990-1991 гг. — выставка "Другое искусство. Москва 1956–1976" в Государственной Третьяковской Галерее и Государственном Русском Музее; 1995 — проект "Элементы наива в творчестве ненаивных художников" в галерее "Дар"; 1997 – ретроспектива работ Евгения Рухина в галерее "Ред-Арт" ; в 1997 – на открытии Музейного центра РГГУ; 1998 — "Визитная карточка РГГУ"; 1998 – выставка памяти Аркадия Штейнберга в Литературном музее; январь 1999 — галерея "Ред-Арт": проект "Найди пять отличий"; сентябрь 1999 — выставка мейл-арта художника Толстого из коллекции Л. П. Талочкина в Центре Современного Искусства Сороса.

Постепено в стране возникли предпосылки для музеефикации и изучения художественного наследства. Проблема создания музея современного искусства уже достаточно долго обсуждается в художественных кругах. То, что такой музей необходим, не вызывает сомнений. На сегодняшний день реализация идеи упирается в отсутствие помещений и денег. Но при более пристальном рассмотрении проблема оказывается глубже. Как это ни печально, предубеждение по отношению к современному искусству до сих пор достаточно сильно. Незнание происходящих в новом искусстве процессов и тенденций приводит к непониманию, раздраженно-скептическому отношению. Роль музея, представляющего во всей полноте направления современного искусства, сложно переоценить. Такой музей создаст базу профессионалам для научного изучения художественных процессов, а зрители получат наглядную картину развития российского искусства в XX веке.

Запад интересовался "вторым русским авангардом" со времени его появления в конце 1950-х гг. Помимо частных коллекций, за рубежом существуют музеи неофициального русского искусства. Крупнейший из них создан при университете Ратгерс в США, основу которого составляет коллекция Нортона Доджа.
Справедливо будет отметить, что в России за последние десять лет тоже предпринимались шаги в этом направлении. Некоторые музеи и многие галереи провели ряд выставок "неофициальных художников", — как общих, так и персональных. Но, хотя произведения этих художников и находятся в фондах музеев страны, в залах мы встречаем их очень редко. Временная выставка не может достичь эффекта постоянной экспозиции. Тем более это относится к искусству XX в. — искусству контекстов, необычайно сложному, требующему внимательного изучения и сопереживания. Ряд проектов по созданию музея современного искусства уже несколько лет находится в подвешенном состоянии. В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге имеется отдел искусства новейших течений, однако, экспонируются лишь некоторые работы.
Государственная коллекция современного искусства при музее-заповеднике "Царицыно" нашла свои экспозиционные площади пока лишь на недолгое время на выставке в ЦДХ (1999) и на сайте в интернете.

Произведения, представленные сегодня в залах музея "Другое искусство", тоже долгое время можно было увидеть только на нашем сайте. И вот теперь в здании РГГУ открылась постоянная экспозиция. То, что сейчас можно увидеть в залах "Другого искусства", — лишь малая часть собрания Л.П. Талочкина. В запаснике музея находится множество интересных работ, поэтому музей предполагает регулярно обновлять экспозицию. В числе музейных проектов — ряд персональных выставок, создание "архивного кабинета", где будут представлены документы из личного архива коллекционера. Одна из главных целей проекта — образовательная. Развиваясь на базе гуманитарного университета, Музейный центр РГГУ ставит перед собой задачу ввести в информационный оборот неизвестные материалы, ознакомить посетителей с уникальным художественным явлением, вошедшим в историю под названием "нонконформизм".

Коллекция музея.

Живопись.

-Абрамов А.С. Структурный пейзаж. 1982.
-Бич Б.Н. Даймлер. 1971.
-Вейсберг В.Г. Шесть белых колонн. 1974.
-Жарких Ю.А. Рождество (Рождение-Смерть).1972.
-Звездочетов K. Волос. 1986.
-Звездочетов K. Любовь и кровь. 1986.
-Звездочетов K. Мужчина и женщина. 1986.
-Немухин В.Н. В покер на пляже. 1965.
-Kaлинин В.В. Цирк в городе. 1966.
-Kозлов Б.Н. Встаньте и не бойтесь! 1966-67.
-Kропивницкий Л.Е. Герб. 1971.
-Kропивницкий Л.Е. Голубой путь. 1958.
-Мастеркова Л.А. Композиция. 1968.
-Плавинский Д.П. Натюрмост с битыми стеклами.1957.
-Рабин А.О. Над городом. 1977.
-Рабин О.Я. Оптимистический пейзаж. 1959.
-Paбин О.Я. Пьяная кукла. 1972.
-Михаил Рогинский. »Пол. Метлахская плитка». 1965.
-Рухин Е.Л. Датский флаг. 1971.
-Рухин Е.Л. Уличный фонарь. 1971.
-Свешников Б.П. Серенада. 1969.
-Скляров О.И. Скорбь. 1963.
-Снегирев Л.С. Колючки. 1969.
-Толстый. Прощай! Немытая Россия. 1978.
-Тяпушкин А.А. Колористический эксперимент-II. 1963.
-Харитонов А.В. Пасха. 1974.
-Харитонов А.В. Созерцание. 1973.
-Шестаков А.И. Рокер. 1972.
-Шутов С. Городской пейзаж. 1981.

Графика.

-Зверев А.Т. Портрет Дмитрия Плавинского. 1971.
-Краснопевцев Д.М. Дом на пустыре. 1953.
-Кропивницкая В.Е. На берегу озера. 1971.
-Неизвестный Э.И. Без названия. Конец 1960-х(?).
-Плавинский Д.П. Священная Боспорская черепаха. 1969.
-Плавинский Д.П. Панагия. 1968.
-Пятницкий В.П. Cтрана сна. 1969.
-Целков О.Н. Акробатический этюд. 1976.
-Штейнберг Э.А. Геометрическая композиция. 1984.
-Яковлев.В.И. Цветок.1974.
-Яковлев.В.И. Кошка с птицей.1973.
-Янкилевский В.Б. Из альбома "Город". 1972.

Скульптура, объекты.

-Бордачев С.М. Патефон. 1974.
-Герловина Р.А. Объекты. 1975-1976.
-Жданов А.М. Детская коляска. 1964.
-Косолапов А.С. Семья. 1974.
-Косолапов А.С. Спички. 1974.
-Неизвестный Э.И. Солдат, пронзаемый штыком. 1965.
-Рогинский М.А. Дверь. 1965.
-Соков Л.П. Профиль с бутылкой и рюмкой. 1974.
-Соков Л.П. Чурбан. 1973.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 16, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: