Игры в стременах Павлика

Игры в стременах Павлика
Ярослав Мудрый хромал из-за невылеченной дисплазии. А стал бы он мудрым, если бы в детстве носил стремена Павлика? Смотря как с ним играли бы!

Детки до года развиваются благодаря движению. Поэтому многие родители воспринимают устройства для лечения дисплазии на своем крохе как тормоз в его дальнейшем созревании. Мол, и ползать, и вставать, и ходить будет позже. К тому же карапуза нужно постоянно развлекать, ведь возможностей самостоятельно играть и познавать мир у него меньше, чем у тех, кто без стремян. И потому иногда мамы и папы не надевают крохе назначенные ортопедом отводящие устройства.
Да и подружка рассказывала, что ее сынишке тоже ставили диагноз «врожденный вывих бедра», а она никаких стремян надевать на него не стала — и ничего, уже в школу пошел! Не является ли дисплазия таким же медицинским мифом, как, скажем, повышенное внутричерепное давление у половины всех младенцев, отлично проходящее и без лечения?

Три мифа о дисплазии
В представлениях о диагностике и лечении врожденного вывиха бедра действительно немало мифов. Вот только рождены они не медицинской мыслью, а в головах не очень компетентных родителей.

МИФ ПЕРВЫЙ. Дисплазия проходит сама, ее можно перерасти. Прекрасный пример — сын подруги. Это верно лишь отчасти. Дело в том, что дисплазия бывает трех видов: предвывих (когда головка бедра находится в соответствующей впадинке таза, но эта впадинка еще недоразвилась до нормы и потому есть вероятность, что головка бедра выскочит), подвывих (головка бедра не вошла в тазовую впадину) и вывих (головка бедра не находится во впадине таза и сильно смещена). Так вот, у сына подруги, видимо, был именно первый, самый простой случай: предвывих. При нем тазобедренный сустав и в самом деле в 20-30% случаев правильно дозревает сам собой. То есть 5-9 ребятишек из сотни с дисплазией имеют шанс «перерасти» диагноз. Но гарантий никаких нет. Проблемы могут возникнуть позже, в 20-30 лет, когда вес человека и соответственно нагрузка на суставы увеличатся. Дополнительный фактор риска у девочек — беременность и роды в будущем.
МИФ ВТОРОЙ. Массаж и широкое пеленание заменяют стремена. На самом деле упомянутые меры — отличная профилактика, не более.
Помогают разве что в пограничных случаях между нормой и болезнью: незрелостью или предвывихом тазобедренного сустава. Но при подвывихе или вывихе одного лечебного массажа маловато. Сустав нужно обязательно фиксировать в правильном положении, чтобы его дальнейшее формирование шло как следует и при движениях ножками малыш не переместил головку бедренной кости еще дальше от впадины. Для этого и служат стремена Павлика, которые отводят ноги ребенка в необходимую позицию, но при этом оставляют возможность шевелить ими. Разрешается снимать стремена несколько раз в сутки так, чтобы в сумме получилось полтора часа: это время сустав продолжает сохранять нужное положение.
МИФ ТРЕТИЙ. Дети, проводящие несколько месяцев первого года жизни в стременах, отстают в развитии от здоровых сверстников. Ортопеды подтверждают, что такие малютки отстают в развитии на 2-3 месяца, в зависимости от сроков лечения дисплазии. Однако, поправившись, ребятишки догоняют своих ровесников за пару месяцев.

Компенсируйте весело!
Можно ли все-таки избежать временной задержки психомоторного развития или свести ее к минимуму? Конечно! Достаточно понять, чего именно лишается карапуз в стременах Павлика, и дать это! Рассмотрим основные моменты.

ОТСУТСТВУЕТ РАДОСТЬ ОТ ДВИЖЕНИЙ НОГАМИ, ПРЫЖКОВ
Младенцу в стременах недоступна так называемая мышечная радость от многих движений. В организм поступает намного меньше гормонов счастья и эмоциональное развитие притормаживается. Чтобы этого не происходило, смешите, веселите карапуза всеми доступными средствами.
Прыгать маленькому с дисплазией нельзя: нагрузка на суставы чрезмерно высока. Но с вашими-то суставами порядок? Вот и прыгайте. С ребенком на руках. А еще можно полетать! Крепко возьмите его под мышки и легонько кружите. Следите за настроением малыша, ведь ваша цель — не подготовить его к перегрузкам в космосе, а вызвать смех.
Немножко попрыгать и поприседать можно в ванне: в воде тельце крохи невесомо и нагрузки на суставы нет.
Детки обожают игру «Ветерок»! Положите младенца на спинку, возьмите пеленку и взмахивайте над ним, как будто хотите укрыть. Коснитесь ею ребенка и снова взмахивайте. Для маленьких по остроте ощущений это сравнимо с хорошим аттракционом!

НЕ ТРЕНИРУЮТСЯ МЫШЦЫ НОГ
Все поправимо. Даже при 4-й стадии дисплазии разрешается снимать устройство на полтора часа в день. За это время вы успеете несколько раз сделать массаж и гимнастику ног младенцу. Используйте эту паузу для физической активности ребенка, а не для сна или кормления. Что делать в остальное время?
Выкладывайте малыша в стременах на живот на твердую гладкую поверхность. Это полезно для малозадействованных мышц спины, ягодиц, и для психики тоже хорошо: на животе ребенок чувствует себя более безопасно и комфортно. Подушек и матрасов не нужно. Всегда находитесь рядом. Следите за настроением младенца. Надоело? Переверните его на спинку.
Вы знаете, для того, чтобы ребенок заговорил раньше, необходимо воздействовать на область мозга, которая находится рядом с речевым центром, — зону, отвечающую за пальчики. Тогда активизируются прилегающие участки коры, в том числе и речевые.
Это же правило применимо и к другим частям тела. У малыша в стременах не работают участки мозга, ответственные за ползание и ходьбу. Для их развития стимулируйте примыкающие к ним: соматосенсорную и ту, что координирует движения плеч и локтей.
Для активизации соматосенсорики давайте крохе прикасаться ножками к разным поверхностям: шершавой коре дерева, шелку маминого платка, нагретой утюгом пеленке и прохладной металлической ложке. И просто сами чаще дотрагивайтесь до его тела. Варьируйте характер касаний.
Движения руками стимулируйте так: подвесьте над кроваткой игрушки, к которым бы хотелось тянуться, чтобы схватить. А еще непременно протягивайте ему свои пальцы или перекладину, дабы карапуз мог подтягиваться на них. И ваш сын или дочка пойдут вовремя, а может быть, даже раньше!

НЕ ОСВАИВАЕТСЯ ПРОСТРАНСТВО, МАЛО СВЕЖИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Из-за стремян Павлика кроха не может ползать. Неужели это причина, чтобы оставаться без новых впечатлений, не открывать для себя пространство? Все зависит исключительно от вас.
Берите малыша на прогулку не во время сна, а когда он уже выспался и покушал. Заходите с ним в магазины, в гости, на выставки. Пусть набирается новых впечатлений и умнеет! А спать кладите на балконе или веранде: заодно и сами отдохнете.
Дома постарайтесь повсюду ходить с ребенком: в рюкзачке, на руках или в слинге он будет осваивать пространство не хуже, чем ползая.
Развивайте умничку по методике Глена Домана. Показывайте по 2-3 секунды карточки с картинками, цифрами и буквами. Ребятишкам старше 4 месяцев очень понравятся «фокусы» с такими карточками. Возьмите две разные, между ними поместите чистый лист, сложите все стопочкой и покажите. Кроха увидит первый рисунок. Затем эту карточку уберите назад. Он увидит чистый лист и будет ожидать, что за ним находится первая картинка. Вы убираете лист и — о чудо! — за ним совсем другая, незнакомая картинка! Карапуз будет удивлен и с удовольствием просмотрит этот трюк с одними и теми же картинками несколько раз. Все это очень озадачивает маленьких исследователей и побуждает к размышлениям.

НЕТ ОПЫТА ПОБЕД
Чтобы у человека сформировался характер победителя, ему нужно часто переживать ощущение «Я смог!», особенно в детстве. Какое-то время маленький «узник» отводящих устройств не сможет испытывать гордость от того, что смог перевернуться, сесть или встать. А значит, организовывайте условия для побед в других областях.
Кроха зовет вас? Обязательно откликайтесь, подходите к нему. Пусть чувствует, что может сам добиться исполнения своего желания быть с вами.
Не слишком упрощайте жизнь младенца, жалея его из-за болезни. Например, если он еще не умеет сам разжимать кулачок, чтобы избавиться от надоевшей игрушки, и злится из-за этого, не спешите ее забирать. Дайте малышу время, чтобы он ощутил связь между расслаблением пальцев и опустевшей ладошкой. Будьте рядом и подбадривайте или сочувствуйте. Не вкладывайте всякий раз погремушку ему в руку. Пусть старается дотянуться. И тогда он сможет пережить опыт, что у него получилось!

НЕ УМЕЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗВЛЕКАТЬСЯ
Педиатры и психологи в один голос заявляют, что ходунки и прыгалки могут использоваться лишь как скорая помощь для родителей, дабы на время занять чем-то малыша при форс-мажорных обстоятельствах. Но деткам с дисплазией эти радости цивилизации абсолютно противопоказаны из-за чрезмерной нагрузки на больные суставы. Что же остается в арсенале родительских «развлекалочек», когда нужно оставить кроху одного на несколько минут?
Имейте под рукой набор картинок и вешайте их над детской кроваткой в свое отсутствие. Самые привлекательные для младенцев те, на которых изображены веселые лица красным, розовым или оранжевым цветом. Можете сами нарисовать яркими маркерами простейшие смайлики. Младенцы любят рассматривать и сложные орнаменты, что, кстати, очень полезно для пространственного и абстрактного мышления (используйте как полог этнический шарфик или платок). Хорошо развивают зрительные анализаторы и белые листы с черными полосами. Приготовьте три карточки: с горизонтальными, вертикальными и диагональными полосками. Вешайте по 1-2 карточки, время от времени меняя их.
Укрепите погремушку или колокольчик так, чтобы кроха мог касаться «шумелки» только кончиками пальцев вытянутой руки. Игрушка доступная, но не слишком, вызывает интерес намного дольше, чем недоступная или легкодоступная (мужчины подтвердят!)
Приобретите игрушку-мобиле с приятной классической музыкой (песенки из мультфильмов младенцам нравятся меньше). Прикрепляйте ее к кроватке лишь тогда, когда уходите. Таким образом сохранится эффект новизны. А чтобы игрушка не ассоциировалась у ребенка с одиночеством и вид ее не вызывал протестующего плача, иногда подвешивайте мобиле, даже находясь рядом с крохой. Слушайте музыку вместе!

Похожие публикации

(Всего просмотров: 34, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: