Аптека-музей

Аптека-музейАдрес: ул. Друкарська 2, г. Львов, Львовская обл., Украина, 79000
Телефон: +38 (032) 272-00-41
Сайт: http://lvivpharmacy.org.ua/

Во Львове очень большое количество аптек, но есть одна особенная, расположенная не площади Рынок. Посетив ее, можно избавиться от недугов, не принимая лекарств. Выздоравливают от эмоций после посещения аптеки музея во Львове.

Приехав во Львов, Вы возможно удивитесь большому количеству аптек, но это традиционно для города Львова, даже следует подчеркнуть, что во Львове много об этом шутят, но та которую Вы собираетесь посетить — особенная. Эта аптека работает в городе Львове с 1735 года! Она была открыта во Львове, возле площади Рынок военным аптекарем Наторпом. Хозяева менялись, но сегодня тоже осталась возможность купить там обычные (современные) лекарства. В 1966 году на базе старинной аптеки был создан музей истории фармации и сегодня в нём насчитывается около 8 тысяч экспонатов.

Львовская музей аптека очень интересна для многих посетителей, но особенно для тех людей, которые связаны с медициной. Только рекомендую посещать музей с львовским экскурсоводом, — так интереснее и понятнее. Экспозиция состоит с 5 залов и галереи подвалов.

Через двойную застекленную дверь Вы прямо с улицы попадаете в просторную комнату, интерьер которой повторяет торговый зал тогдашней старой львовской аптеки, где сегодня встречаются века: это торговый зал аптеки с современными лекарствами и первый музейный зал. Кстати, если Вы не планируете «углубляться» в экспозицию львовской аптеки-музей, то обязательно посетите хотя бы этот первый зал. Вы сможете ощутить шарм древнего Львова именно здесь. Высокие дубовые шкафы, украшенные художественной резьбой, аптечная посуда с фарфора, фаянса, стекла разных цветов, интересные весы в форме основателя медицины Эскулапа и его дочери Гигеи.

Особенное место в экспозиции занимает керосиновая лампа в дальней витрине с левой стороны. Именно во Львове в 1852 году был изобретён керосин. Следует обратить внимание на потолок с интересными росписями, а также на газовый(!) канделябр. Оплатив 3 гривны,

Вы попадаете во второй зал львовской аптеки-музея, в царство лекарств и аптечных принадлежностей – это таблеточные машины, пилюльные приспособления, весы, ступы, большая коллекция ампул разных времён и, конечно же, шкаф с веществами, которые в медицине используются в исключительных случаях – это яды и наркотические вещества.

Ценным экспонатом львовского музея аптеки является рецептурная книга львовских аптекарей. Третий зал может не лучший с точки зрения ценности экспонатов, но очень важен для желающих узнать об истории медицины. В нём на художественно оформленных стендах и планшетах представлена история фармации от древних времён до наших дней.

Здесь рассказывается об основных этапах развития фармации в Египте, Древней Греции, Риме, Украине и конечно же в городе Львове, Львовском медицинском университете. В четвёртом зале показан интерьер старинной аптечной лаборатории. Размещены здесь экспонаты, которые знакомят посетителей с разными этапами переработки лекарственной растительности и изготовления из нее лекарства. Здесь Вы увидите траворезки, прессы, сушильные шкафы, перколяторы, коллекцию редких лекарских растений с разных частей мира, среди которых женьшень и другие.

Стоит обратить внимание на прототип современного ксерокса – печатную машинку конца Х IX века для печатания этикеток. Дальше рекомендую перейти в другую часть дома и посетить комнату львовского алхимика, а также потом спуститься в подземелья. Но, не забудьте, древний обычай пропускать дам вперёд, особенно это нужно для осмотра комнаты в подземельях справа.

Дальше Вы попадаете в зал, который напоминает погреб, что подчеркивает наличие в нём больших емкостей для вина и пива. Дальше зал, где центральное место занимает штанглаз (это такая керамическая посудина) с надписью « Theriaca » (териак). Этим словом-термином называли универсальное противоядие. Покидая львовскую аптеку-музей, советую купить железное вино в качестве сувенира, так как именно во Львове делают это Железное вино — вино, обогащено железом. Да, конечно же это лекарство! Принимают его через трубочку, так как оно разрушает эмаль зубов, для улучшения аппетита и повышения гемоглобина в крови.

В музее самая большая коллекция стеклянной посуды, которая особенно широко стала применяться с первой половины ХIХ в. Представленное в экспозиции зала собрание этой посуды свидетельствует об определенной эволюции в ее изготовлении. Самые старые экспонаты коллекции изготовлены из бесцветного чистого стекла. Прошли десятилетия, и в аптеках начали появляться желтые, зеленые, фиолетовые, бурые штанглазы как украшения. И лишь с 1827 г. посуда из цветного стекла приобрела четкое функциональное назначение. Случилось это после того, как известный львовский аптекарь Теодор Торосевич доказал, что красное и желтое стекло предохраняет чувствительные к свету препараты от химического распада, а голубое, фиолетовое, зеленое, наоборот, ускоряет такой распад. Черное стекло, хоть и имеет защитные свойства, практически не нашло широкого применения, потому что в черной посуде трудно определить количество препарата.

Легенда о рубиновом стекле

До наших дней дошла легенда о том, как удалось разгадать секрет рубинового стекла. Когда-то давно жил на свете бедный стекловар. Никак не удавалось ему выбиться из нищеты. Бедность привела в отчаяние его жену. Однажды она в порыве гнева и бессилия сорвала с руки золотое обручальное кольцо и бросила в кипящую стекломассу. И вдруг произошло чудо: на глазах серая масса приобрела ярко-красный цвет. Мастер не растерялся, а изготовил из нее красивую посуду. С тех пор он овладел технологией варки рубинового стекла, что принесло ему богатство и славу.
Мечтали прославиться, стать богатыми и владельцы старинных львовских аптек. Поэтому помещения своих аптек обставляли декоративной мебелью, оформляли оконные витражи. Достаточно взглянуть на интерьер торгового зала аптеки — музея. Потолок его украшен полихромными росписями, выполненными в начале XIX в. венскими мастерами под руководством художника Штааля. На них символические изображения четырех вечных и неизменных элементов и их названия на латинском языке: "Agua" (Вода), "Ignis" (Огонь), "Terra" (Земля), "Аir" (Воздух). По учению древнегреческого философа — материалиста Эмпедокла, эти элементы составляют основу всего существующего.
Словно огромный паук, свисает с потолка железная кованая люстра. Еще полтораста лет назад в ней горели обыкновенные свечи, их сменили керосиновые, затем уже газовые светильники, а несколько десятилетий тому назад их сменили электрические лампочки. Таково веление времени. На высоком длинном ассистентском столе, за которым приготовлялись лекарства, установлены три латунных канделябра. Они освещают помещение и одновременно являются штативами аптечных весов. Работа аптекарей была трудоемкой и утомительной. Для приготовления лекарств пользовались главным образом массивным аптечным оборудованием. Поэтому не случайно до начала XX в. аптекарями работали только мужчины.

Под экспозицию второго зала отведена так называемая материальная комната, где сосредотачивались запасы лекарственных препаратов. Теперь здесь выставлены коллекции посуды для хранения медикаментов, часть аптечного оборудования различных эпох, старые патентованные лекарства и т. п. На полках красуются образцы посуды, изготовленной из дерева, металла, стекла, фаянса и других материалов.
И раз уж наш сайт посвящен Львовской аптеке, хотим представить Вам студию Jacik, которая занимается созданием сайтов именно во Львове, хотя и работает не только по территории Украины. При этом ребята из студии разрабатывают уникальный дизайн для сайтов любой тематики и направленности.
Образцы посуды
В прошлом аптекари широко использовали каменную, керамическую, фарфоровую и фаянсовую посуду. В больших керамических амфорах XV—XVI вв. хранили подсолнечное масло, кислоты, настойки, экстракты, ароматические воды, спирты, другие жидкие вещества. Сначала к горлышку такой посуды привязывались бирки, на которых помечалось, что содержится в сосуде. Позже названия препаратов стали писать масляными красками. Часто керамику покрывали белой эмалью, на которую наносили не только названия лекарств, но и оригинальный орнамент. Во второй половине XIX в. были введены специальные правила аптечных надписей. Так, на посуде для ядовитых веществ соответствующая надпись делалась белой краской по черному фону, для легко воспламеняющихся веществ — красной по белому, для других — черной по белому фону.

Истинные произведения человеческой изобретательности — это весы. Их много в музее, и экспонируются они в различных залах. Ведь без точных весов невозможно приготовить лекарства, поэтому и использовались эти приспособления в аптечном деле с незапамятных времен.
Конструкция весов с течением времени изменялась, совершенствовалась. Самые старые из них просты: к железному коромыслу подвешены на цепочках плоские или круглые чашки. В XVIII — XIX вв. на смену им пришли весы типа Мора и Беранже. Они отличаются не только высоким техническим совершенством, но и богато декорированы. В начале XX в. мастера, изготовлявшие весы, заботились прежде всего о соответствии их изделий функциональному назначению.

Карта проезда:

Похожие публикации

(Всего просмотров: 36, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.